Teplomarcet.ru

Про Тепло дома
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Римские строительные материалы кирпич

Римские строительные материалы кирпич

Из чего же строили римляне свои великолепные здания и сооружения? В первую очередь из того, что лежало у них под ногами,— т. е. из местного материала. Таким материалом являлись естественные камни, древесина, сырцовый, а затем и обожженный кирпич, песок и галька, применявшиеся в растворе и бетоне.
В то далекое время громадными «островами» по всей Италии стояли лиственные леса. Росло много дубовых и буковых деревьев, клена, тополя, ольхи и цитрусовых. Однако с ростом могущества Древнего Рима леса нещадно истреблялись, что впоследствии сказалось не только на экономике страны, но и на ее климате.
Еще древние греки классифицировали лесоматериалы на три группы. По описанию Теофраста, древнегреческого ученого и первого на земле ботаника, — «. лесной материал бывает пиленый, тесаный и круглый. Пиленый получается от распиливания пилою, тесаный — путем удаления наружных частей посредством топора, круглый оставляется нетронутым. Из них пиленый почти никогда не дает трещин, потому что открытая сердцевина высыхает и умирает». Плиний Старший пишет, что «. наиболее долговечным считают черное дерево, кипарис и кедр».
К сожалению, деревянные сооружения римлян не сохранились. Однако, судя по описаниям Витрувия, значение древесины в древнеримском государстве было очень велико. Она широко применялась как конструкционный материал в качестве стоек, колонн, настилов, ферм при перекрытиях больших пространств в зданиях или пролетах между быками мостов там, где это было необходимо. Правда, римляне все же заменяли деревянные конструкции на металлические, несмотря на большую стоимость последних.
Не менее широко древесина использовалась как вспомогательный материал в виде сложной опалубки и кружал при строительстве сводов и куполов из бетона, для изготовления строительных лесов, подмостей, лестниц и других подобных устройств. Наиболее ценные сорта древесины использовались в качестве декоративной отделки. Широко применялась фанера, которую, по словам Плиния Старшего, нарезали из клена, бука, тополя, наплывов от ольхи, корней бузины, черного и цитрусовых деревьев.
Большое распространение в качестве строительного материала, особенно в республиканский период истории Рима, получили естественные камни. Они добывались и обрабатывались из самых разнообразных горных пород, начиная от легких, вулканических, таких, как туф, пемза, лава, и кончая плотными и прочными известняками и порфирами. Эти камни шли на сооружение фундаментов и барабанов колонн, из них изготавливали блоки самой разнообразной величины и конфигурации для возведения стен и архитравных прогонов. Нередко крупные элементы зданий возводились из каменных блоков без применения раствора, хотя последний к тому времени уже широко использовался в строительной практике. При этом большие каменные блоки так тщательно обтесывались, что при укладке, например стен, не требовалось дополнительной подгонки в местах сопряжения. В ответственных сооружениях для более надежного крепления каменных блоков между собой на их поверхности выдалбливались специальные отверстия для металлических дюбелей-«скреп»-штырей, хоти помимо металлических применялись деревянные и каменные «скрепы», особенно в виде так называемого ласточкиного хвоста.
Отверстия эти впоследствии заливались расплавленным свинцом по специально оставленным для этой цели канавкам.
Для производства бетона, подстилающего слоя в дорожных покрытиях и других целей требовалось большое количество дробленого камня. Поэтому ежедневно целые армии рабов были заняты его переработкой. Отдельные каменные породы являлись сырьем для производства извести и гипса. Их также необходимо было добывать и перерабатывать. Витрувий дает рекомендации относительно выбора песка: «. при бутовых кладках первым делом надо проследить за песком, чтобы он подходил для раствора и не содержал примеси земли», (кн. II, гл. 4). Подобные рекомендации указаны для морского песка и других каменных материалов.
Из металлов в строительной практике того времени использовались бронза и железо. Причем бронзе отдавалось большее предпочтение, так как она являлась относительно прочным строительным материалом и не корродировала. Из нее выковывали длинные тонкие балки, которые впоследствии соединяли в более сложные конструктивные элементы, например, фермы. Причем в одних случаях из бронзы выполняли только основные конструктивные элементы ферм, а в других — ими заменяли целые деревянные элементы и собирали всю ферму вплоть до обрешетки включительно из металлических (бронзовых) частей. Железо употреблялось для изготовления различных монтажных приспособлений и деталей. Из него изготавливали, как было сказано выше, «скрепы» (дюбеля) и скобы для крепления естественных камней, железные гвозди и другие мелкие строительные детали и приспособления.
В 180 г. до н. э. пергамский царь Эвмен II, находившийся в то время под влиянием Рима, повелел соорудить напорный водопровод длиной 3 км. При этом, как было установлено в наше время, из-за перепада высот в 200 м рабочее давление в трубах должно было составить не менее 20 X 105 Па. Обычные гончарные трубы для этого не годились. Полагают, что были использованы металлические трубы длиной один метр, с укладкой их в просверленные камни. Трубы, скорее всего, отливали из бронзы.
Помимо бронзы и железа римляне были знакомы с золотом, серебром, ртутью, сурьмой, оловом и свинцом. Два последних элемента использовались и для строительных целей. Известно, например, что из гнутых свинцовых листов изготавливали трубы, сваривая пайкой продольные швы и соединительные муфты. При сооружении своих знаменитых водопроводов римляне Даже ввели стандартизацию труб по диаметрам и поперечному сечению. Это упростило расчет и проектирование водопроводной сети. Свинец, как было сказано, использовался также для скрепления каменных плит и заделки швов.
Различные элементы строительных конструкций и декоративного оформления зданий изготавливались из терракотовых изделий, которые представляли собой специально обожженные сорта глины. Для терракотовых изделий применялась особая технология, заключающаяся в строгом подборе компонентов и соблюдении определенной температуры обжига. В качестве добавок в глину использовали солому, реже пуццолану и битый кирпич. Основными изделиями из терракоты был тонкий квадратный кирпич и черепица различной конфигурации, цвета и размеров, обладавшая такими обязательными качествами, как водонепроницаемость, прочность и долговечность. Отдельные ее виды сохранились в хорошем состоянии до нашего времени.
Начиная примерно с I в. н. э. сырцовый кирпич, до тога времени широко распространенный в древнеримском государстве стал вытесняться обожженным. При этом обожженный кирпич изготавливался трех разновидностей: треугольный, квадратный и прямоугольный. Наибольшее распространение в обычной кладке получил не прямоугольный, а треугольный кирпич. Прямоугольный кирпич использовался, главным образом, для кладки углов и сопряжений стен, а квадратный — для проклад ки кирпичных рядов и устройства связи между рядами стен. Следует сказать, что кирпичу как строительному материал отводилось совершенно особое место при строительстве сводов и куполов из бетона. В стенах, например, кирпич выполнял роль опалубки-облицовки, в сводах и куполах — несушего каркаса и т. д.
Размеры сторон кирпича были неодинаковы. Так, кирпич треугольной формы имел размеры сторон от 127 до 508 мм, прямоугольный — от 254 до 381 мм (длина) и от 101,6 до 152,4 мм (ширина); квадратный — от 762 до 838,2 мм. При этом высота треугольных и прямоугольных кирпичей была от 38,1 до 50,8 мм, а квадратных от 50,8 до 88,9 мм. Высота кирпичей в одном ряду принималась всегда одинаковой, причем швы делались, как правило, тонкими.
Можно отметить, что каких-либо узаконенных норм на размеры кирпича в то время не существовало. Это позволяло каждой изготовителю действовать по своему усмотрению, руководствуясь в основном качеством применяемой для изготовления кирпичной глины. Однако в случае необходимости можно было всегда отличить одну партию кирпича от другой, так как на каждом кирпиче ставилось собственное клеймо изготовителя.

Читайте так же:
Проект линии по производству кирпича

История кирпича

Археология говорит нам, что самым древним кирпичам, которые были обнаружены в верхней области Тигра и Юго-Восточной Анатолии, более 7500 до н.э. Ранняя форма глиняного кирпича, который использовали около 10000 лет назад на Ближнем Востоке, представляла собой отлитые вручную и высушенные на солнце куски речного ила и грязи, которые оставались после наводнений. Ниже приводится хронология археологических находок ранних форм глиняных кирпичей:

7500 до н.э. – верхние области р.Тигр, Юго-Восточной Анатолии (Турция);
7000 до н.э. – Иерихон;
6395 до н.э. — Катал Хююк (город неолита в Анатолии);
4000 до н.э. — Город Ур, Ирак.

На глиняной табличке с постоялого двора в Месопотамии (период III династии Ура), в отчете о выдачах стандартных гонцовых пайков, указана дата, которая более чем конкретно говорит о значении и важности производства кирпича в те времена : «11 — й день. Месяц, когда «Кирпич в форму был положен» (т.е. второй месяц по календарю города Уммы). Год, следующий за годом, который следовал за тем, когда Шусин, царь Ура, построил стену (против) амореев (т.е. около 2030 г. до н.э.)».
Если мы вспомним о Библии, то там указано, что израильтяне делали для Египта кирпич из глины. Они копали землю и глину смешивали с соломой и сушили или запекали в огне. Кроме древних египтян, использованием глиняных кирпичей также было популярно во времена цивилизация долины Инда. Практически в каждом регионе мира был свой тип кирпича. Кирпич-сырец ещё до недавнего времени являлся самым распространённым типом кирпича в западном полушарии, охватывал Центральную Америку, юго-западе США и Мексики. Кирпич-сырец состоит из глины, песка и часто с добавлением резаной соломы, которые смешивали и высушивали на солнце. Применение в строительстве обожжённого кирпича также восходит к глубокой древности (Самые древние предметы из обожженной глины найдены на стоянке древнекаменного века (палеолита) в Словакии, возраст их составляет 25 тысяч лет; так же известны постройки в Египте, 3—2 тысячелетие до н. э.). Особенно важную роль играл кирпич в зодчестве Месопотамии и Древнего Рима, где из кирпича (45×30×10 см) выкладывали сложные конструкции, в том числе арки, своды и т.п. Римляне повсеместно использовали обожженный кирпич, и римские легионы, в которых действовали мобильные печи, донесли кирпич и технологию его производства во многих части империи. Римские кирпичи часто имели штамп с отметкой легиона, что следил за его производством.Обожженный кирпич долгое время являлся главным строительным материалом Византии. Строения из него сооружали на известковом растворе, с добавлением толченой кирпичной крошки. Ряды кирпича могли чередоваться с каменными рядами. В истории кирпича имеют место страницы его применения не только как материала для строительства, также кирпич использовали для декоративной обработки различных строений. К примеру, часто использовалась узорная кладка кирпича, ее сочетание с терракотовыми и майоликовыми вставками.В Германии кирпичная кладка способствовала появлению специфического стиля в архитектуре — кирпичной готики, этот стиль был основным в XII — XVI веках. Великая китайская стена (210г.до н.э.), которая построена как из высушенных на солнце, так и из обожжённых кирпичей, так же является красноречивым доказательством распространения кирпичного дела не только на Запад, но и на Восток. Ранним примером использования кирпича в Древнем Риме есть Пантеон с беспрецедентным кирпичным куполом в 43 метра. В Западной Европе, вероятно, кирпич эксплуатировался более, чем где либо в мире. Это было особенно важно в борьбе с катастрофическими пожарами, от которых хронически страдали средневековые города. После великого пожара 1666г. Лондон превратился из города из дерева в город из одного только кирпича, только что бы получить защиту от огня. С первыми поселенцами кирпич и его производство попали в Новый Свет. В 1633г., на Манхеттене, Голландская Вест-Индская компания построила первое кирпичное здание.

Читайте так же:
Себестоимость строительства монолит или кирпич

В древней Руси производство кирпича началось в Х в., что связано с влиянием византийской культуры. Наиболее массово строительный кирпич стали применять с конца столетия. В результате крещения Руси в 988 году со священниками из Византии приехали и строители, привезшие секрет производства кирпича.Кирпичное строительство на Руси началось с Десятинной церкви в Киеве, однако, в связи с её разрушением, сегодня его можно проиллюстрировать примером сооружения стен Московского Кремля. Во времена правления Петра Первого качеству кирпича уделялось большое внимание. Например, если в партии было более трех деформированных изделий, то вся партия не использовалась в строительстве.Слово «кирпич» заимствовано из тюркских языков не ранее XIV века, перс. kerpiç. До кирпича — плинфа. Например, при посещении Иваном Грозным недостроенногоСофийского собора в Вологде на него упала плинфа: «как из своду туповатова упадала плинфа красная». «Плинфа» — тонкая и широкая глиняная пластина — толщиной примерно 2,5 см. Изготавливалась в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась 10-14 дней, затем обжигалась в печи. На многих плинфах находят клейма, которые считаются клеймами заказчика.

До начала 19 века кирпич-сырец формировали вручную, а высушить его можно было только летом. Процесс обжига кирпича был трудоёмкий и примитивный. Но со средины 19 века началось активное развитие кирпичной промышленности. Были разработаны новые технологии, использованы научные достижения, что привело к появлению современных кирпичных заводов.

Сегодня современный кирпич поражает своим разнообразием. Кирпич изготавливается различный по способу производства и составу. На рынке строительных материалов можено найти кирпич рядовой, лицевой, фасонный, каминный, клинкерный, одинарный, утолщенный, двойной и прочие. Таким образом кирпич сегодня полностью соответствует духу времени и позволяет воплотить в жизнь любую фантазию заказчика! Кирпич экологичен, практичен, надёжен, удобен в работе, долговечен, прочен, красив и эстетичен!

На фото — барельеф в виде носорогов на кирпичном заборе Берлинского зоопарка.

Строительные материалы используемые в римской империи

Основным строительным материалом был камень. Наибольшее применение находил туф, как наиболее удобный для обработки. Известняк применялся крайне экономично, он использовался в наиболее нагруженных частях здания.

Из камня возводились преимущественно культовые, общественные здания и инженерные сооружения. Жилища же строились, как правило, из кирпича-сырца. Для отделки храмов, общественных зданий и богатых жилищ использовался белый привозной мрамор.

К концу III в. до н. э. относится появление римского бетона, открывшего огромные возможности в строительстве. Развитие римского бетона началось с применения известкового раствора в бутовой кладке. Отличие римского бетона от обычных известковых растворов заключается в том, что вместо песка в нем использовались пуццоланы — вулканические пески, названные по месту их добычи (городу Поццуоли — древние Путеолы). Пуццоланы оказались хорошими вяжущими в растворе, обладающими достаточной прочностью. Первоначально бетон использовался только для заполнения пространства между стенами из тесаного камня. Размеры камней, закладываемых в бетон, постепенно уменьшались, смесь становилась все более однородной, и бетон превращался, таким образом, в самостоятельный строительный материал.

Параллельно шло развитие арочно-сводчатых конструкций, которые применялись еще в архитектуре Древнего Востока, иногда встречались и в Греции. Однако греки были консервативны и, хотя камня и дерева у них было достаточно, ничто не мешало им воспользоваться этой превосходной конструкцией. Тем не менее, мы не знаем ни одной истинной арки среди сотен построек греков до самого преобразования Греции в римскую провинцию.

Похоже, что арочная форма была неприемлема для них по сугубо художественным соображениям, и древние греки хранили нерушимую верность стоечно-балочной конструкции, именно в ней и только в ней экспериментируя постоянно. К тому же греки не слишком стремились возводить постоянные мосты, так как города-государства греков постоянно пребывали в состоянии войны друг с другом, и мосты облегчали бы путь не только друзьям, но и врагам.

Читайте так же:
Технология производства силикатного кирпича реферат

Римляне были довольно консервативны в том, что касалось обычаев, однако в решении технических и строительных задач они всегда соединяли уверенную, четкую практичность с неуемной жаждой технического совершенства. К применению арки их явно подталкивала необходимость возведения мостов через долины и ущелья, ведь активно осваивая морские пути, римляне были все же народом сухопутным, пехота и осадочные орудия были всегда их главной важной силой.

Освоив строительство мостов, римляне применили мостовую арку и для возведения равниной части акведуков, чтобы обеспечить водоводу постоянный уклон.

Первое появление клиночной арки в Риме относится к IV в. до н. э. Соединение бетонной техники и арочно-сводчатых конструкций, дающее невиданные ранее возможности, оказало огромное влияние на развитие римского зодчества. Только с помощью подобного строительного приема можно было создать такие выдающиеся архитектурные сооружения, как римские мосты, акведуки, Колизей и Пантеон.

Республиканская эпоха выдвинула перед строителями множество практических задач, решение которых требовало обобщения предшествующего и современного опыта. От этого времени сохранился первый из дошедших до нас трактатов по зодчеству — «Десять книг об архитектуре» Витрувия — архитектора и инженера, жившего при Цезаре и Августе (I в. до н. э.). Трактат имел большое воздействие на развитие теоретической мысли последующих эпох, особенно Возрождения и классицизма

Труд Витрувия—это энциклопедия знаний по архитектуре и инженерному делу. В нем затрагиваются следующие темы: круг знаний, необходимых архитектору, основные категории архитектурной эстетики, классификация главнейших видов зданий и сооружений, постройки города и крепостных сооружений (книга I); строительные материалы (книга II); храмы и ордера (книги III—IV); общественные сооружения—форумы, базилики, курии, театры (в связи с ними— теория музыки), бани, палестры, гавани (книга V); частные дома (книга VI); отделочные работы (книга VII); акведуки, вода и ее свойства (книга VIII); астрономия, устройство солнечных и водяных часов (книга IX); основные понятия механики, механизмы, применяемые в строительстве, водоподъемные машины, военные машины и т. д. (книга X).

Источниками трактата были не только собственный опыт и знания Витрувия, но и в большой степени ранние труды. Бесспорна зависимость некоторых разделов книги от римского автора Варрона (1в. до н. э.), в энциклопедическом сочинении которого «О девяти науках» одна книга посвящена архитектуре, и, что особенно важно, от греческих теоретиков.

В общей теории архитектуры особенно важно понимание архитектуры как синтеза ее трех основных сторон: прочности, пользы и красоты. В разработке разделов, связанных с красотой зданий, наибольшее значение имела теория ордеров, на основе которой сложились позднейшие трактаты эпох Возрождения и классицизма. О строительстве в Риме говорит также трактат Фронтина, который в основном посвящен инженерному искусству, в особенности возведению акведуков.

В период империи расширилось количество употребляемых строительных материалов и стало более разнообразным их качество. С одной стороны, этому способствовало открытие богатых залежей прекрасного мрамора в Луни (совр. Каррара), с другой, — широкий приток со всех концов империи (особенно из Африки, Сирии и Греции) редких сортов цветного мрамора, гранита и порфира. Иногда они доставлялись в Италию уже в качестве готовых архитектурных элементов — баз, капителей и стволов колонн, заготовленных на месте. Эти ценные сорта камня служили для отделки монументальных храмов, базилик, дворцов и других сооружений. Наиболее парадные сооружения — Золотой дом Нерона, форум Траяна и др.—украшались внутри золотом, слоновой костью и перламутром. Обильное применение дорогих материалов — характерная черта многих зданий империи, отличающихся своей роскошью от строгих построек республики.

Широчайшее распространение получил бетон, в большинстве сооружений составлявший основу стен и сводов.

Для равномерного распределения бетона служили кирпичные прокладки в нем, которые также препятствовали возникновению трещин. Стены с обеих сторон облицовывались камнем или кирпичом (рис. 2.23), а своды — кирпичом, который обеспечивал хорошее сцепление со штукатуркой, покрываемой росписями или лепниной (см. рис. 2.22).

Ко II в. кирпич как облицовочный материал начал вытеснять камень. Небольшие здания целиком клались из кирпича. Применение цветного кирпича, а также цветной штукатурки открыло новые возможности декоративного решения зданий. В обиход вошла узорчатая разноцветная кладка, обогатившая внешнюю фактуру зданий. В конце империи был найден чрезвычайно рациональный способ кладки купола без кружал с помощью «веерной кладки» из кирпича (купол мавзолея Диоклетиана в Салоне, рис. 2.24).

В связи с упадком строительства в Италии в конце III и в IV вв. нередки были случаи разборки обветшавших сооружений и вторичного использования камня, колонн, деталей и рельефов для реконструкции зданий (храм Сатурна, Рим) и для возведения немногочисленных новых построек (арка Константина, Рим и др.). В I—IV вв. н. э. в Риме были разработаны сводчатые конструкции большого пролета, осуществление которых стало возможным благодаря применению бетона. В этот период применялись и нашли дальнейшее развитие основные типы сводчатых конструкций, выработанные к концу республики: цилиндрический свод (прямоугольный и полукруглый в плане), разные виды коробовых сводов, крестовый, сомкнутый и купольный своды (рис.2.24). Особые успехи были достигнуты в сооружении купольных покрытий большого диаметра. Для облегчения сводов и куполов использовались легкая пемза и керамические сосуды, вводимые в кладку (рис. 2.25). Они служили также резонаторами. С конца I в. н. э. в римском зодчестве усиливаются поиски новых пространственных форм, усложняется планировка зданий и ансамблей, в нее входят криволинейные элементы, требующие необычных конструкций сводчатого перекрытия.

Читайте так же:
Удаления высолов с кирпича народными средствами

38. Древний Рим. Стройматериалы и конструкции Материалы

тесанный камень : изобрели технику кладки из блоков квадратного сечения и кратной длины. Тесанный камень меньшего размера применялся для усиления углов и в арках.

Бетон: 2 типа облицовки бетона: первый — инцерт( использовали камни неправильной формы), второй — ретикулат( сетчатая кладка камнями пирамидальной формы). При бетонировании стен и сводом сначала укладывали слой балласта, затем его заливали раствором и тромбовали.

Кирпич и обожженный кирпич — плоский, различного размера. Используется для массового жилищного строительства.

Стук — высший сорт облицовочной штукатурки. После застывания становится прозрачным, а после полировки принимает вид мрамора.

Мрамор: получил широкое применение в качестве отделочного материала.

Конструкции:

своды: цилиндрические, коробовые, крестовые. Купольные перекрытия.

Кирпичное армирование — используется для усиления кирпичной кладки.

Облицовка из кирпича

Камень был основным строительным материалом в гористой, богатой разными его сортами и вулканическими породами стране. Наиболее удобными для обработки были разновидности мягкого туфа — серого, желтоватого или коричневатого цвета. Очень ценился твердый известняк — травертин, применявшийся крайне экономно в течение почти всего периода республики. Он использовался архитекторами лишь в местах наибольшей нагрузки здания в угловых частях и тех деталях, где нецелесообразен был пористый туф, легко подвергавшийся выветриванию. Снаружи каменные здания нередко покрывались легким слоем стука. Из камня возводились преимущественно культовые и общественные здания и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца. С конца II в. в употребление вошел обожженный кирпич разных форм. Из фасонного круглого или пятиугольного кирпича выкладывались стволы колонн (рис. 1). К концу I в. до н.э. в стенах терм применялись пустотелые кирпичные блоки для устройства обогревательной системы, в которой циркулировал горячий воздух.

В конце периода республики для отделки храмов, общественных зданий и богатых жилищ стал употребляться белый мрамор, как местный, так и привозимый из Греции.

Способы облицовки: а — инцерт; б — ретикулат.

Кроме полигональной рано была освоена и квадровая кладка. За период V—III вв. до н. э. римляне усовершенствовали строительную технику, разработав так называемую «нормальную» кладку из блоков в форме параллелепипеда разных размеров (в среднем 60X60X120 см).

Для подъема и перемещения тяжелых каменных блоков на стройках применялись простейшие подъемные краны. Помимо стоечно-балочной системы в конструкциях употреблялись ложная арка и ложный свод. К концу III в. до н.э. относится появление римского бетона, открывшего огромные возможности в строительстве.

Развитие римского бетона началось с применения известкового раствора в бутовой кладке. Первоначально бетон использовался только для заполнения пространства между стенами из тесаного камня. Размеры камней, закладываемых в бетон, постепенно уменьшались, смесь становилась все более однородной и бетон превращался таким образом в самостоятельный строительный материал, хотя облицовка наружных поверхностей камнем сохранялась.

Параллельно шло развитие арочно-сводчатых конструкций, которые применялись еще в архитектуре древнего Востока.

Соединение бетонной техники и арочно-сводчатых конструкций, давшее невиданные ранее возможности, оказало огромное влияние на развитие римского зодчества. Только с помощью подобной строительной техники можно было создать такие выдающиеся архитектурные сооружения, как римские акведуки, Колизей и Пантеон.

Первым из дошедших до нас монументальных сооружений в этом новом виде техники является портик Эмилиев. При проектировании широко использовали типизацию основных элементов конструкций, кратность их размеров футу и модульность, что позволяло расчленить работу на одинаковые несложные операции.

Строительная техника Римской империи

Рим, в особенности во времена первых цезарей, развернул мощную строительную деятельность. По сравнению с Грецией, Рим значительно продвинул вперед технику строительного производства. Однако все отрицательные стороны системы рабства с необыкновенной силой проявились именно на строительстве Рима, в особенности во времена поздней римской империи. Применяя более развитые по сравнению с Грецией технические средства, императорский Рим в отделке архитектурных частей качественно значительно уступал Греции классического периода.

Одной из особенностей применения строительных материалов в Риме являлось широкое использование обожженного кирпича. Кирпичи по форме плоские, невысокие, обычно квадратные, изготовлялись в деревянных формах. Обжигались кирпичи, как правило, в керамических круглых печах, сооруженных из глины, с топкой, отделенной от камеры для обжига подом с многочисленными паропроводными отверстиями.

Технологической особенностью каменных сооружений римской империи являлось широкое применение в кладке связующего вещества — раствора, так наз. римского цемента, и искусственного строительного материала (так наз. римского бетона). Это позволило значительно обогатить всю систему конструктивных приемов римской архитектуры. Основной новой конструктивной чертой римских сооружений являлось широкое использование на ряду с горизонтальным перекрытием греческого типа арки, свода и купола. Примером блестящего разрешения купольного перекрытия является римский Пантеон.

Римские каменоломни не отличались от греческих. В обработке же камня система орудий усложнилась. На ряду с зубилами, кирками, тесовиками и киянками, применявшимися для грубой отески, для получистой отески римляне широко употребляли троянку и целую систему зубаток, кирочек и тесовичков. Характерно употребление не только сверла, но и бурава, появившегося еще в эллинистическую эпоху. Камень распиливался пилами различного типа. В равной мере усложнилась и система измерительных инструментов (ватерпасов, циркулей и т. д.).

Читайте так же:
Размеры полуторного кирпича м150

Каменотесные орудия римской империи

Измерительные инструменты римских архитекторов (рисунок с надробий)

Транспортные средства перевозки камня остались в общем те же, что и в Греции. Зато значительно шире использовались разнообразные механизмы для подъема строительных материалов. Архитектор Витрувий, обобщивший в своем трактате опыт греческой и римской архитектуры, уделил большое внимание различным механизмам для подъема тяжестей. Характерно, что представление о «машине» у Витрувия почти целиком сливается с представлением о подъемных устройствах. Из таких подъемных устройств он подробно описывает триспаст и полиспаст.

Триспаст составляется из двух деревянных брусьев и прикрепленных к месту их соединения блоков, одним стационарным верхним и вторым подвижным нижним, у клещей для захвата камней. Канат, через третий нижний блок, наматывался на ворот, приводившийся рычагами в движение. Навиваясь на ворот, канат поднимал тяжесть и, сматываясь с ворота, опускал ее на предназначенное место.

Триспаст (реконструкция по Ветрувию)

Полиспастом называлось аналогичное подъемное устройство с пятью блоками. Перед нами сложное орудие, построенное на сочетании системы блоков, ворота и рычага. Двигательный механизм (ворот с рычагами) и передаточный механизм (канат с блоками) триспаста сочетались с исполнительным механизмом, в виде простых клещей или же крюка. Для поднятия больших тяжестей двигательный механизм (вороты триспаста и полиспаста) дополнялся деревянным ступательным колесом. Колесо приводилось в движение рабами, переступавшими внутри колеса. Наиболее развитые триспасты и полиспасты, повидимому, ставились на круглую деревянную платформу, вращавшуюся вокруг деревянной вертикальной оси (принцип крана).

Механизм подъема строительных материалов
Механизм подъема строительных материалов (римский рельеф II в.)

Одной из особенностей строительной деятельности Римской империи начального периода являлось ее громадное внимание к строительству дорог и мостов. Это объясняется характером Римской империи, которая представляла собою военно-потребительскую форму диктатуры рабовладельцев. Для того чтобы подчинять своей власти пестрые по национальному составу провинции, империя нуждалась, помимо армии, в сети дорог для быстрой переброски военных частей, товаров и провианта. В мощении знаменитой дороги Via Appia характерно применение системы каменных восьмигранников, придававших дороге необыкновенную прочность. В конструкции мостов, благодаря цементу, был широко применен принцип арки. Еще более широко арочная система применена в знаменитых водопроводах римской империи. В водопроводе близ г. Нима в римской Галлии вода перебрасывалась на большой высоте по трехъярусному арочному акведуку. В акведуках римляне сумели гармонически сочетать принцип технической целесообразности с выдержанностью и красотой архитектурных пропорций.

Победы Рима и его превращение в мировую державу, концентрация в Риме больших богатств и дешевой силы рабов к началу империи создали условия для развертывания многообразной строительной деятельности. Август, говорит Светоний (римский историк II в.), мог похвалиться, что, приняв Рим кирпичным, оставляет его мраморным. В Риме строятся дворцы, храмы, цирки, бани, доходные многоэтажные здания. Пышности центра противостояли убогие лачуги окраин. На ряду со старой римской «Cloaca maxima» (канализация) в Риме было сооружено одиннадцать водопроводов. Длина некоторых из них доходила до 70 км. При этом часто они тянулись на десятки километров под землей. Ежедневно Рим получал до 700000 куб. м воды. Город был окружен двумя поясами оборонительных стен.

Количественный размах строительства, в особенности в частных доходных зданиях, начиная с эпохи Августа, стал все. в большей и большей степени сочетаться с деградацией технического качества сооружений. Необыкновенная скученность, теснота и спекуляция земельными городскими участками приводила к застройке Рима многоэтажными зданиями. Высота здании достигала иногда 20 м. Марциал (римский поэт конца I века) говорит, что иной бедняк взбирается на 200 ступеней вверх; в то же время развивались и подвальные помещения на 10 — 12 ступеней ниже улицы. Вся эта стройка в пожарном и санитарном отношениях была плоха.

Верхние этажи зданий делались небрежно; материалом для них служили дерево, сырец и в лучшем случае кирпич. Пожары, свирепствовавшие в Риме в эти времена, уничтожали иногда. целые кварталы города.

Печать технического упадка в позднеримской империи типична уже не только для частных, но и для общественных сооружений. Техника отески камня приобрела необыкновенно грубый характер. От прежней тщательности в пригонке частей не сохранилось и следа. К III-IV веку строительная деятельность Рима пришла в полный упадок. «Рим превратился в провинциальный город, подобный другим, привилегированный, но уже переставший господствовать». Характерно, что в это время в римских провинциях и даже в самом Риме появляются многочисленные рельефные надгробия каменотесов- строителей; каменотесы изображаются в сочетании со своими инструментами: зубилами, тесаками, циркулями, наугольниками ит.д. В рельефах каменотесов, плотников, деревообделочников, кузнецов и т. д. получило яркое отражение желание ремесленников закрепить в надгробиях свою связь с принадлежащими им средствами производства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector