Teplomarcet.ru

Про Тепло дома
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старик не шарлатан вы тупы как кирпичи

На дне (Максим Горький)

Василиса. Батюшки! Глядите-ка. смотрите-ка. помер! Убили.

Все толпятся у прохода, около Костылева. Из толпы выходит Бубнов, идет к Василию.

Бубнов (негромко). Васька! Старик-то. того. готов!

Пепел (смотрит на него, как бы не понимая). Иди-зови. в больницу надо. ну, я рассчитаюсь с ними!

Бубнов. Я говорю — старика-то кто-то уложил.

Шум на сцене гаснет, как огонь костра, заливаемый водою. Раздаются отдельные возгласы вполголоса «Неужто?», «Вот те раз!», «Ну-у?», «Уйдем-ка, брат!», «Ах, черт!», «Теперь — держись!», «Айда прочь, покуда полиции нет!» Толпа становится меньше. Уходят Бубнов,

Татарин. Настя и Квашня бросаются к трупу Костылева.

Василиса (поднимаясь с земли, кричит торжествующим голосом). Убили! Мужа моего. вот кто убил! Васька убил! Я — видела! Голубчики — я видела! Что — Вася? Полиция!

Пепел (отходит от Наташи). Пусти. прочь! (Смотрит на старика. Василисе.) Ну? рада? (Трогает труп ногой.) Околел. старый пес! По-твоему вышло. А. не прихлопнуть ли и тебя? (Бросается на нее.)

Сатин и Кривой Зоб быстро хватают его. Василиса скрывается в проулке.

Кривой Зоб. Тпруу! Куда скачешь?

Василиса (появляясь). Что, Вася, мил друг? От судьбы — не уйдешь. Полиция! Абрам. свисти!

Медведев. Свисток сорвали, дьяволы.

Алешка. Вот он! (Свистит.)

Медведев бежит за ним.

Сатин (отводя Пепла к Наташе). Васька — не трусь! Убийство в драке. пустяки! Это — недорого стоит.

Василиса. Держите Ваську! Он убил. я видела!

Сатин. Я тоже раза три ударил старика. Много ли ему надо! Зови меня в свидетели, Васька.

Пепел. Мне. оправдываться не надо. Мне — Василису надо подвести. я же ее подведу! Она этого хотела. Она меня подговаривала мужа убить. подговаривала.

Наташа (вдруг громко). А-а. я поняла. Так, Василий?! Добрые люди! Они — заодно! Сестра моя и — он. они заодно! Они все это подстроили! Так, Василий. Ты. для того со мной давеча говорил. чтобы она все слышала? Люди добрые! Она — его любовница. вы — знаете. это — все знают. они — заодно! Она. это она его подговорила мужа убить. муж им мешал. и я — мешала. Вот — изувечили меня.

Пепел. Наталья! Что ты. что ты?!

Сатин. Вот так. черт!

Василиса. Врешь! Врет она. я. Он, Васька, убил!

Наташа. Они — заодно! Будь вы прокляты! Вы оба.

Сатин. Н-ну, игра. Держись, Василий! Утопят они тебя.

Кривой Зоб. Понять невозможно. Ах ты. дела!

Пепел. Наталья! Неужто ты. вправду? Неужто веришь, что я. с ней.

Сатин. Ей-богу, Наташа, ты. сообрази!

Василиса (в проулке). Убили мужа моего. ваше благородие. Васька Пепел, вор. он убил. господин пристав! Я — видела. все видели.

Наташа (мечется почти в беспамятстве). Люди добрые. сестра моя и Васька убили! Полиция — слушай. Вот эта, сестра моя, научила. уговорила. своего любовника. вот он, проклятый! — они убили! Берите их. судите. Возьмите и меня. в тюрьму меня! Христа ради. в тюрьму меня.

Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла — нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, — нет наковальни. В углу, где была комната Пепла, лежит Татарин, возится и стонет изредка. За столом сидит Клещ;он чинит гармонию, порою пробуя лады. На другом конце стола — Сатин, Барон и Настя. Пред ними бутылка водки, три бутылки пива, большой ломоть черного хлеба. На печи возится и кашляет Актер. Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. На дворе — ветер.

Клещ. Д-да. он во время суматохи этой и пропал.

Барон. Исчез от полиции. яко дым от лица огня.

Сатин. Тако исчезают грешники от лица праведных!

Настя. Хороший был старичок. А вы. не люди. вы — ржавчина!

Барон (пьет). За ваше здоровье, леди!

Сатин. Любопытный старикан. да! Вот Настьнка — влюбилась в него.

Настя. И влюбилась. и полюбила! Верно! Он — все видел. все понимал.

Сатин (смеясь). И вообще. для многих был. как мякиш для беззубых.

Барон (смеясь). Как пластырь для нарывов.

Клещ. Он. жалостливый был. У вас вот. жалости

Сатин. Какая польза тебе, если я тебя пожалею.

Клещ. Ты — можешь. не то, что пожалеть можешь. ты умеешь не обижать.

Татарин (садится на нарах и качает свою больную руку, как ребенка). Старик хорош был. закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал.

Барон. Какой закон, князь?

Татарин. Такой. Разный. Знаешь какой.

Татарин. Не обижай человека — вот закон!

Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».

Барон. И еще — «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

Татарин. Коран называет. ваш Коран должна быть закон. Душа — должен быть Коран. да!

Клещ (пробуя гармонию). Шипит, дьявол. А князь верно говорит. надо жить — по закону. по Евангелию.

Татарин. Магомет дал Коран, сказал: «Вот — закон! Делай, как написано тут!» Потом придет время — Коран будет мало. время даст свой закон, новый. Всякое время дает свой закон.

Сатин. Ну да. пришло время и дало «Уложение о наказаниях». Крепкий закон. не скоро износишь!

Читайте так же:
Размер полнотелого кирпича м 100

Настя (ударяет стаканом по столу). И чего. зачем я живу здесь. с вами? Уйду. пойду куда-нибудь. на край света!

Барон. Без башмаков, леди?

Настя. Голая! На четвереньках поползу!

Барон. Это будет картинно, леди. если на четвереньках.

Настя. Да, и поползу! Только бы мне не видеть твоей рожи. Ах, опротивело мне все! Вся жизнь. все люди.

Сатин. Пойдешь — так захвати с собой Актера. Он туда же собирается. ему известно стало, что всего в полуверсте от края света стоит лечебница для органонов.

Актер (высовываясь с печи). Орга-ни-змо-в, дурак!

Сатин. Для органонов, отравленных алкоголем.

Актер. Да! Он — уйдет! Он уйдет. увидите!

Барон. Кто — он, сэр?

Барон. Merci, служитель богини. как ее? Богиня драм, трагедии. как ее звали?

Актер. Муза, болван! Не богиня, а — муза!

Сатин. Лахеза. Гера. Афродита. Атропа. черт их разберет! Это все старик. навинтил Актера. понимаешь, Барон?

Барон. Старик — глуп.

Актер. Невежды! Дикари! Мель-по-ме-на! Люди без сердца! Вы увидите — он уйдет! «Обжирайтесь, мрачные умы». стихотворение Беранжера. да! Он — найдет себе место. где нет. нет.

Барон. Ничего нет, сэр?

Актер. Да! Ничего! «Яма эта. будет мне могилой. умираю, немощный и хилый!» Зачем вы живете? Зачем?

Барон. Ты! Кин, или гений и беспутство! Не ори!

Актер. Врешь! Буду орать!

Настя (поднимая голову со стола, взмахивает руками). Кричи! Пусть слушают!

Барон. Какой смысл, леди?

Сатин. Оставь их. Барон! К черту. Пускай кричат. разбивают себе головы. пускай! Смысл тут есть. Не мешай человеку, как говорил старик. Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей.

Клещ. Поманил их куда-то. а сам — дорогу не сказал.

Барон. Старик — шарлатан.

Настя. Врешь! Ты сам — шарлатан!

Клещ. Правды он. не любил, старик-то. Очень против правды восставал. так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем. Вон князь. руку-то раздавил на работе. отпилить напрочь руку-то придется, слышь. вот те и правда!

Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье. молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже. Ты — ничего не понимаешь. и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал. вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи. Я — понимаю старика. да! Он врал. но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему. я — знаю! я — читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего. и обвиняет умирающих с голода. Я — знаю ложь! Кто слаб душой. и кто живет чужими соками — тем ложь нужна. одних она поддерживает, другие — прикрываются ею. А кто — сам себе хозяин. кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!

Барон. Браво! Прекрасно сказано! Я — согласен! Ты говоришь. как порядочный человек!

Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди. говорят, как шулера? Да. я много

позабыл, но — еще кое-что знаю! Старик? Он — умница. Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. Выпьем, за его здоровье! Наливай.

Настя наливает стакан пива и дает Сатину.

(Усмехаясь.) Старик живет из себя. он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди. » (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А — для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всь — хлам-народ. И вот от них рождается столяр. такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает. и сразу дело на двадцать лет вперед двигает. Так же и все другие. слесаря, там. сапожники и прочие рабочие люди. и все крестьяне. и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет. а может, и больше — для лучшего человека живут!»

Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.

«Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо. неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может. может, он родился-то на счастье нам. для большой нам пользы. Особливо же деток надо уважать. ребятишек! Ребятишкам — простор надобен! Деткам-то жить не мешайте. Деток уважьте!» (Смеется тихо.)

А.М. Горький. «На дне». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 4.

сатин

Обстановка первого акта, но нет комнаты Пепла и наковальни Клеща. Ночь. За окном – ветер.

Ночлежники рассуждают о том, как исчез Лука, во время суматохи, связанной с убийством Костылёва. Высказывают своё мнение о нём.

Читайте так же:
Чему равен обьем кирпича

Насте Лука понравился: «Хороший был старичок!…. Он — все видел… все понимал…»

Сатин: «Любопытный старикан… для многих был… как мякиш для беззубых…»

Клещ: «Он… жалостливый был… у вас вот… жалости нет…». «Поманил их куда-то… а сам — дорогу не сказал…»

Татарин : « Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал!… Не обижай человека — вот закон!»

Барон: «Старик — шарлатан…»

Настя говорит, что все надоели ей, что она уйдёт : «…опротивело мне все! Вся жизнь… все люди. »

Сатин о правде: «Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи… Я — понимаю старика… да! Он врал… но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю! я — читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»

Сатин о людях: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?»

Сатин о Луке: «Старик? Он — умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Ему нравятся слова Луки о том, для чего живут люди : «По сту лет… а может, и больше — для лучшего человека живут!… все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может… может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам — простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!»

Барон вспоминает своё прошлое. Его род очень древний, предки служили ещё Екатерине, при Николае Первом его дед занимал высокий пост. «…богатство… сотни крепостных… лошади… повара…». «Дом в Москве! Дом в Петербурге! Кареты… кареты с гербами!».

Настя злит Барона, говорит, что ничего этого не было. Сатин советует Барону : «И забудь о каретах дедушки… в карете прошлого — никуда не уедешь…».

Начали вспоминать, что Наташа уже вышла из больницы, где сейчас она, никто не знает. Рассуждают, кого посадят за убийство в тюрьму — Василису или Пепла. Настя: «Василиса — вывернется! Она — хитрая. А Ваську — в каторгу пошлют…»

Сатин снова вспоминает слова Луки о том, что нужно прощать людей, не понимает этого: «Не обижай человека. А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому…».

Сатин спрашивает Клеща, привыкает ли он к ночлежникам. Тот отвечает: «Ничего… Везде — люди… Сначала — не видишь этого… потом — поглядишь, окажется, все люди… ничего!».

Монолог Сатина о человеке.

«Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен. Человек — вот правда! Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это… чувствовать себя человеком. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сытости.

Барон рассуждает о себе, о том ,что он всю жизнь трусит. Всю жизнь что-то преодолевал. «…мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… а зачем?» Учился в дворянском институте, но уже ничего не помнит. Жену взял скверную – зачем? «…а как разорился? Не заметил… Служил в казенной палате… мундир, фуражка с кокардой… растратил казенные деньги, — надели на меня арестантский халат… потом — одел вот это… И всё… как во сне… а?» Он задаётся вопросом: «А… ведь зачем-нибудь я родился… а?»

Сатин замечает: «Человек рождается для лучшего!» (Хотя говорит это, смеясь).

Читайте так же:
Что лучше для бани кирпич или брус

Входят подвыпившие Медведев и Бубнов. Бубнов пытается всех угостить. Шум. Входят новые ночлежники, располагаются .Вбегает Бубнов, сообщает, что Актёр удавился.

Сатин: «Эх… испортил песню… дур-рак!»

литература в схемах

8 Странник шестидесяти лет, « с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса ». Прошлое Луки неизвестно, судя по всему, у него проблемы с властями: при появлении полиции он исчезает. Лука поучает, шутит, утешает. Его речь всегда доброжелательна и тяготеет к афористичности: он говорит пословицами.

8 В афоризмах Луки выражается его жизненная философия:

«Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают. » «А все — люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь. » «Любить — живых надо. живых. »

«Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть. жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел.

Я те скажу — вовремя человека пожалеть. хорошо бывает!» «Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит. а че-

ловек — научит. да! Человек — может добру научить.

очень просто!» «Во что веришь, то и есть. »

xНастя: «Хороший был старичок. А вы. не люди. вы — ржавчина!», «Он — все видел. все понимал. »

xСатин: «И вообще. для многих был. как мякиш для беззубых. », «Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал. вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи. Я — понимаю старика. да! Он врал. но — это из жалости к вам, черт вас возьми!»; «Он — умница. Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. »

xБарон: «Как пластырь для нарывов. »; «Старик — шарлатан. »

xÊëåù: «Он. жалостливый был. У вас вот. жалости нет»; «Правды он. не любил, старик-то. Очень против правды восставал. так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем. »

xТатарин: «Старик хорош был. закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал. »

Лука разбудил в обитателях ночлежки все хорошее, что у них было в душе. Но в самый напряженный момент он ис- чезает. Поверившие ему люди, лишившись поддержки, погружаются в отчаяние. Актер после ухода старика повесился

8 Имя героя — Константин — становится известно лишь

â третьем акте пьесы. Сатин когда-то работал телеграфистом, был образован, начитан, теперь же он шулер и алкоголик. Несмотря на это, в его речи мелькают слова, значение которых он когда-то знал (органон, сикамбр, макробиотика, Гибралтар, трансцендентальный); он цитирует Пушкина, использует метафорические выражения. Из истории жизни Сатина известно, что он отсидел

â тюрьме: «убил подлеца в запальчивости и раздражении. <…> Из-за родной сестры. »

8 Сатин уже ни во что не верит, себя он считает мертвым: « Актер (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют. до смерти.

Сатин. А ты — болван. Актер. Почему?

Сатин. Потому что — дважды убить нельзя» . (Первый акт)

« Сатин ( кричит ) . Мертвецы — не слышат! Мертвецы не чувствуют. Кричи. реви. мертвецы не слышат. »

8 Сатину не чуждо сострадание, к нему относятся с симпатией:

Êëåù: «ты умеешь не обижать. » Барон: «Ты говоришь… как порядочный человек»; «Ты умеешь рассуждать спокойно».

Сатин пытается остановить избиение Наташи, готов идти свидетелем в пользу Пепла по делу убийства Костылева.

8 Именно в монологах Сатина выражается авторская позиция:

Из литературы первой половины ХХ века

«Человек может верить и не верить. это его дело! Человек — свободен. он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен. <…> Все — в человеке, все для человека! <…> Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо!»

Конфликт Две «правды» в пьесе

«Ложь — религия рабов

и хозяев. Правда — бог

Лука считает, что страш-

лгать нельзя ни себе, ни лю-

жалость к человеку. Если

дям. Сатин не хочет жалеть

и утешать человека. Луч-

ни человеку нужна ложь,

ше сказать ему всю правду

надо ему лгать, его уте-

о бессмысленности жизни,

шать. В противном слу-

чтобы подвигнуть к самоу-

важению и бунту против ми-

роздания. Человек, осознав

его мнению, человек обя-

трагедию своего существова-

зан жить вопреки бессмыс-

ния, должен не отчаиваться,

лице жизни, ибо он не

знает своего будущего, он

свою ценность. « Человек —

только странник в миро-

здании, и даже земля наша

в человеке, все для чело-

в космосе странница

Лука сам не верит тому,

Сатин в чем-то приемлет

«правду» Луки: он защища-

в утешение. Он стремится

ет старика перед другими

не к изменению обществен-

ночлежниками, именно по-

ных устоев, а к облегче-

нию того креста, который

Сатина на его монолог о Че-

несут простые люди

Александр Александрович Блок (1880–1921)

Читайте так же:
Homtom ht7 кирпич восстановление

Поэма «Двенадцать» (1918)

8 января 1918 г. А. А. Блок пишет в записной книжке: «Весь день — “Двенадцать”. <…> Внутри дрожит». Три недели ушло у поэта на обдумывание. Написана поэма была за несколько дней. 29 января Блок отмечает: «Сегодня я — гений»

Поэма родилась из «духа музыки». Автор слышал звуки революции. Основа музыки — ритм. Произведение Блока имеет четкую ритмическую организацию

«Двенадцать» — символистская новаторская поэма, единственная в своем роде. Состоит из двенадцати относительно самостоятельных глав-эпизодов, объединенных по принципу монтажа

Отряд из двенадцати человек идет по ночным заснеженным улицам революционного Петрограда. Они готовы на все, чтобы защитить новый мир от старого ( «. И идут без имени святого / Все двенадцать — вдаль. / Ко всему готовы, / Ничего не жаль. » )

На лихаче несутся Ванька с Катькой. Красногвардейцы стреляют в Ваньку, но тот сбегает. Катька остается лежать с простреленной головой

Отряд отправляется дальше. Убийца девушки, Петька (он когда-то любил Катьку), начинает мучиться угрызениями совести, но товарищи осуждают его ( «Не такое нынче время, / Чтобы нянчиться с тобой! / Потяжеле будет бремя / Нам, товарищ дорогой!» )

Идущие «Без имени святого» двенадцать человек под красным флагом замечают шелудивого пса (символизирующего старый мир), пытаются его отогнать. Впереди видят чейто образ, стреляют в него. Потом продолжают путь: «Позади — голодный пес <…> Впереди — Исус Христос»

Из литературы первой половины ХХ века

«Двенадцать» имеет стройную кольцевую композицию. Все главы произведения связаны между собой, попарно симметричны

1-я — экспозиция, 12-я — финал. Главы содержат сходные тематические мотивы: городской пейзаж, ночь, зима, вьюга. Пространство в 1-й главе необъятное, вселенских масштабов. Постепенно оно начинает сужаться до пределов одного города, общечеловеческое становится более конкретным, индивидуализируется. В последней главе наблюдается обратное движение, от города — ко вселенной. На смену идущим по улице героям приходят такие «персонажи», как эхо, хохочущая вьюга, Христос.

Главы построены на контрастах. Поэма начинается с антитезы («черный» — «белый») и ею заканчивается («впереди» — «позади»). Двенадцать прямо не названы, лишь угадываются по отдельным репликам, конкретно никому не приписанным

Главы повествуют о движении отряда, названного цифрой «двенадцать». Здесь имеют место словесные и образные параллели: «винтовок черные ремни» — «их винтовочки стальные», «без креста» — «без имени святого», «неугомонный враг» — «лютый враг» и т. д. Главы связаны музыкальной темой марша

Главы — монтаж нескольких преобразованных автором песен, частушек — многоголосы, нестройны. Пространство действия — внутри отряда двенадцати

Внешне несхожие. Объединены образами буржуя, старого пса. Пространство глав — город. Неявность соответствия этих глав помогает скрыть общую композиционную стройность поэмы

5-я глава — внутренний монолог Петра, обращенный к его любовнице Катьке. По форме восходит к цыганским песням. Присутствуют и элементы пляски. Этот монолог объясняет убийство, которое произойдет позже. 8-я глава — тоже внутренний монолог Петра, но уже после расстрела девушки (песня из воровского фольклора).

В обеих песнях присутствуют анафоры, схожим образом рифмуются глаголы. Главы связаны с мотивом ножа. Они отличаются завершенностью, которая возникает благодаря кольцевой организации текста

6-я — убийство Катьки, 7-я — внутренние мучения Петра. Герой любил девушку, не хотел ее смерти. Товарищи советуют Петьке держать себя в руках. Главы организованы в форме полилогов

Главы 1, 2, 3 связаны мотивом ветра, 10, 11, 12 — мотивами снега, вьюги. В произведении синтезируются все литературные роды: эпос, лирика, драма

Пространство в поэме

Вселенная o город o движение отряда o внутри отряда o внутренний мир Петра.

Затем — в обратном порядке

Из литературы первой половины ХХ века

В поэме главным оказывается коллективный герой — отряд красногвардейцев, несущий дежурство на ночных улицах Петрограда. Лишь двое из двенадцати названы по имени (Андрюха и Петруха), остальные остаются безымянными; реплики героев можно приписывать любому члену отряда

Число красногвардейцев со-

двух великих грешниках»,

входящей в поэму «Кому на

идут без «имени святого»,

строки, которые Блок запи-

они собираются «пальнуть

сывает в черновике: «Жило

пулей в святую Русь», од-

нако просят на свои дей-

Герои произведения Блока

ствия благословения: «Ìè-

стреляют, убивают, грозят

ровой пожар в крови — /

грабежами и т. д.:

Двенадцать идут на «пра-

Нынче будут грабежи!»;

вое» дело, из бездны к вос-

кресению, ведут бой за свет-

«Али руки не в крови

Символичным, хоть и не-

Из-за Катькиной любви?»

Герои похожи на уголовни-

Герои — ребята, готовые от-

дать за революцию жизнь:

«В зубах — цыгарка, при-

«Как пошли наши ребята

В красной гвардии слу-

На спину б надо бубновый

В красной гвардии слу-

Буйну голову сложить!»

прикрытием классовой не-

Финал поэмы неоднозначен. Существует несколько кардинально противоположных трактовок явления Христа:

«. Так идут державным шагом, Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом,

È за вьюгой невидим,

È от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос».

8 Появление Христа впереди отряда — залог того, что не все человеческое в людях во время революции погублено. Подтверждение тому — проснувшаяся совесть в Петьке. Христос — символ обновления. Он — фигура, которая связывает космос с душевным микрокосмосом человека.

Читайте так же:
Силикатный кирпич полнотелый рядовой вес

8 Иисус освящает действия красногвардейцев. Он идет впереди, «с кровавым флагом», указывая путь. Он становится символомбунтарскойстихии,рождающегосяновогомира.

8 Христос идет впереди убийц, как на Голгофу, берет на себя их грех. Блок цитирует Евангелие, выражая свое понимание Христа: « И был с разбойником …»

8 Двенадцать стреляют в того, кто стоит впереди — в Христа. Иисус остается «от пули невредим». Герои расстреливают будущее.

8 Пес, стоящий позади, — символ старого мира. Но он так же, как и пудель-Мефистофель, ассоциируется с Сатаной. Следовательно, сзади остается бес (прошлое), в настоящем — отряд из двенадцати человек, впереди — Христос (будущее)

Иисус находится над стихией, над всем происходящим на земле. Он шагает «нежной поступью надвьюжной», но идет «с кровавым флагом». Герои не узнают Иисуса, не понимают, кто перед ними.

Неоднозначно к персонажу относился и сам поэт. Блок сомневался, но в итоге записал: «А все-таки Христа я никому не отдам»

Пьеса М. Горького "На дне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по пьесе "На дне" с открытым и закрытым типом вопросов. Проверяется знание терминов драма, ремарка, афоризм, эпилог.

Просмотр содержимого документа
«Пьеса М. Горького «На дне»»

Задания по пьесе М. Горького «На дне»

Клещ. Д-да. он во время суматохи этой и пропал.

Барон. Исчез от полиции. яко дым от лица огня.

Настя. Хороший был старичок. А вы. не люди. вы — ржавчина!

Сатин. Любопытный старикан. да! Вот Настёнка — влюбилась в него.

Настя. И влюбилась. и полюбила! Верно! Он — все видел. все понимал.

Сатин (смеясь). И вообще. для многих был. как мякиш для беззубых.

Барон (смеясь). Как пластырь для нарывов.

Клещ. Он. жалостливый был. у вас вот. жалости нет.

Сатин. Какая польза тебе, если я тебя пожалею.

Клещ. Ты — можешь. не то, что пожалеть можешь. ты умеешь не обижать.

Татарин (садится на нарах и качает свою больную руку, как ребенка).

Старик хорош был. закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал.

Татарин. Не обижай человека — вот закон!

Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».

Татарин. Коран называет. ваш коран должна быть закон. Душа — должен быть коран. да!

Клещ (пробуя гармонию). Шипит, дьявол. А князь верно говорит. надо жить — по закону. по евангелию.

Настя (ударяет стаканом по столу). И чего. зачем я живу здесь. с вами? Уйду. пойду куда-нибудь. на край света!

Сатин. Пойдешь — так захвати с собой Актера. Он туда же собирается. ему известно стало, что всего в полуверсте от края света стоит лечебница для органонов.

Актер (высовываясь из печи). Орга-ни-змо-в, дурак!

Сатин. Это все старик. навинтил Актера. понимаешь, Барон?

Барон. Старик — глуп.

Актер. Невежды! Дикари! Мель-по-ме-на! Люди без сердца! Вы увидите — он уйдет!

Клещ. Поманил их куда-то. а сам — дорогу не сказал.

Барон. Старик — шарлатан.

Клещ. Правды он. не любил, старик-то. Очень против правды восставал. так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем.

Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье. молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже. Ты — ничего не понимаешь. и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал. вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи. Я — понимаю старика. да! Он врал. но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему. я — знаю! я — читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего. и обвиняет умирающих с голода. Я — знаю ложь! Кто слаб душой. и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. одних она поддерживает, другие — прикрываются ею. А кто — сам себе хозяин. кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!

Барон. Браво! Прекрасно сказано! Я — согласен! Ты говоришь. как порядочный человек!

Сатин. (Усмехаясь.) Старик живет из себя. он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди?». (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А — для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ. И вот от них рождается столяр. такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает. и сразу дело на двадцать лет вперед двигает. Так же и все другие. слесаря, там. сапожники и прочие рабочие люди. и все крестьяне. и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет. а может, и больше — для лучшего человека живут!»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector