Teplomarcet.ru

Про Тепло дома
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дорожный бетон и его особенности

Дорожный бетон и его особенности

Дорожный бетон служит для укладки полотна автомобильных дорог и аэродромных покрытий. Он выделяется в отдельную группу бетонов. При эксплуатации материал подвергается различным разрушающим факторам: действию большегрузов, резким перепадам температур, атмосферным осадкам.

Дорожный бетон и его особенности

Производство, контроль качества и свойства дорожного бетона регламентирует ГОСТ 26633-2012.

Требования, предъявляемые к дорожному бетону

Часто дорожное покрытие находится в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому к дорожному бетону предъявляются особые требования:

    при растяжении и изгибе. По автомагистралям постоянно передвигаются фуры и грузовые машины, дорожное покрытие не должно разрушаться под их массой.
  • Истираемость. При непрерывном потоке автомобилей покрытие дороги постепенно теряет свою толщину. Истираемость сильно влияет на срок службы дорожного полотна: чем она выше, тем менее долговечным будет покрытие.
  • Водостойкость. Прочность бетона может падать из-за эффекта Ребиндера. Вода проникает даже в небольшие микротрещины, при замерзании она расширяется, увеличивая тем самым трещины.
  • Высокая морозостойкость. Зимой почти на всей территории России температуры отрицательные, однако дорожное покрытие не должно таять вместе со снегом.
  • Устойчивость к агрессивным химическим средам. Дороги во время гололеда посыпают реагентами, поэтому покрытия не должны разрушаться под их воздействием.

Состав дорожного бетона

В качестве строительного бетона часто используют фибробетон. Бетоны для дорожных и аэродромных покрытий относятся к тяжелым бетонам, их плотность равна 1800-2500 кг/м 3 , содержание вяжущих веществ в таких них понижено, поэтому они называются тощими.

Нужные для получения дорожного бетона вещества: вода, вяжущее вещество, мелкий и крупный заполнитель. В роли мелкого заполнителя выступает песок, а в качестве крупного обычно используют базальтовый, реже известняковый гравий или щебень.

Дорожный бетон и его особенности

Вяжущим веществом служит гидрофобный и пластифицированный портландцемент. Содержание С3А (трехкальциевого алюмината) в бетоне дорожном согласно ГОСТ должно быть менее 10%.

Существует специальный дорожный портландцемент, бывает он двух марок: М300 и М400, обладает повышенной морозостойкостью, деформативностью, прочностью при изгибе, стойкостью к ударной нагрузке, низкими показателями по усадке и истираемости.

По стандартам дорожный бетон для магистралей должен иметь морозостойкость F150, а для дорог в пределах города – F100. Различные модификационные добавки обеспечивают требуемое значение морозостойкости.

Гравий и щебень могут быть разных фракций. Для верхнего слоя многослойной конструкции используется щебень или гравий с диаметром 20 мм, для однослойных же покрытий – 40 мм. Марка крупного заполнителя не должна быть меньше указанных в таблице значений.

Дорожный бетон и его особенности

Песок тоже может быть разный. Обычно используется мелкий или средний зернистый песок. Для ускорения твердения в бетон добавляют химические добавки – пластификаторы, количество добавок должно быть менее 60 г/кг цемента.

Классификация дорожного бетона по назначению

Виды дорожного бетона по назначению:

  • Однослойные дорожные покрытия, верхние слои двухслойных и многослойных дорожных пирогов. Водоцементное отношение в таких бетонах менее 1:2.
  • Нижний слой в двухслойных покрытиях. В этом случае отношение воды к цементу в бетонной смеси более 3:5.
  • Нижний слой дорожной одежды капитальных дорог. Отношение «вода-цемент» для бетонных смесей, используемых для основания капитальных дорог, не нормируется.
Читайте так же:
Чем определяется нормальная густота цементного теста

Дорожный бетон и его особенности

Марки дорожных бетонов

Характеризуются дорожные и аэродромные бетоны классом по прочности на сжатие, обозначается он буквой B. Число рядом с буквой показывает, какую нагрузку в МПА материал способен выдерживать, не разрушаясь. Также характеризует свойства бетона марка (M), цифры, стоящие рядом с буквой означают предел прочности при сжатии в кгс/м 2 .

Дорожный бетон и его особенности

Чаще всего для устройства дорог пользуются бетоном В20 М250 и дорожным бетоном В15 М200. При изготовлении бетонных плит для строительства аэродромных покрытий, виадуков и мостов используют дорожный бетон марки В30 М400, который наделен большой прочностью, морозостойкостью, долговечностью и износостойкостью.

Сфера применения дорожного бетона

Дорожный бетон применяется при строительстве городских дорог и автомагистралей, возведении дорог на аэродромах, для устройства тротуаров и пешеходных дорожек, подъездных путей к производственным участкам и прочим промышленным объектам.

Заключение

Бетон для дорожных покрытий должен соответствовать всем требованиям, нормам и стандартам. В разных случаях оптимальные свойства и технические характеристики бетона будут разными, поэтому марка и состав бетонных смесей подбираются индивидуально. Все работы по укладке дорожного покрытия следует проводить, строго соблюдая технологию.

Какой бетон для дорожных покрытий лучше всего?

Традиционное для России дорожное покрытие, на основе асфальта уложенное на гравийно-песчаную подушку дискредитировало себя системным нарушением технологии. В то же время положительный опыт стран Евросоюза и США , наращивающих объемы строительства бетонных автобанов, доказывает перспективность используемой технологии, за которой большое будущее.

бетон для дорожных покрытий

Выбор вида бетона для дорожного покрытия

Технические характеристики, состав, виды и пропорции компонентов, особенности и другие важные факторы бетонов для строительства дорожных покрытий оговорены в соответствующих нормативных документах. При этом технические характеристики, которым должен соответствовать бетон для дорожных покрытий зависит от области его применения:

  • Укладка однослойного покрытия или верхнего слоя многослойного автобана. В этом случае к бетону предъявляются самые жесткие требования. На покрытия дорог данных типов воздействует комплекс вредных факторов: нагрузка от колес проезжающего транспорта и воздействие внешней среды (происходит ускоренный износ);
  • Обустройство нижнего слоя в двуслойных покрытиях. В связи с отсутствием вредного воздействия со стороны внешней среды, требования к подобным дорожным бетонам более «лояльные»;
  • Обустройство оснований под капитальную реконструкцию дорожного покрытия. В этом случае требования к составу и качеству бетона еще более «лояльные», чем в предыдущем варианте.

Эксклюзивные преимущества и достоинства покрытий, выполненных из дорожного бетона:

  • Высокая прочность, позволяющая без каких-либо ограничений осуществлять проезд тяжелого транспорта, грузоподъемность которого имеет стабильную тенденцию к увеличению;
  • Высокие показатели шероховатости поверхности, обеспечивающие надежное сцепление колес, даже в дождливую погоду;
  • Меньшая временная степень износа дорожного полотна по отношению к асфальтному покрытию;
  • Отличная стойкость к воздействию вредных атмосферных факторов, в частности к нагреву дороги в летнее время;
  • Небольшое пылеобразование;
  • Относительно небольшой объем ежегодных ремонтных работ;
  • Средний срок эксплуатации до капитального ремонта от 50 лет;
  • Возможность полной механизации строительства на всех этапах.
Читайте так же:
Расчет цемента для смеси бетонной

Сравнительная рецептура и характеристики бетонов для дорожных покрытий

Компонентный и пропорциональный состав бетона для дорог определяются следующими негативными факторами: непрерывными значительными механическими нагрузками, циклическим замерзанием и оттаиванием и циклическим увлажнением и высыханием. Поэтому автобаны сооружаются из бетона, отличающегося от его «общестроительных» аналогов.

Современные шоссейные дороги, автомагистрали, городские дороги, дороги промышленных объектов и аэродромы обустраиваются из тяжелого бетона содержащего повышенный процент наполнителя (гравий, щебень из базальта, гранита и известняка) имеющего фракцию элементов более 5 мм.

Плотность данного материала должна находиться в пределах от 1 850 до 2 600 кг/м3. Это так называемый «тощий» бетон со сниженной дозировкой цемента. Подобная рецептура приготовления существенно снижает прямые расходы на производство материала для строительства дорог и аэродромов. В общем случае рецептура «тощего» бетона следующая:

  • Одна часть цемента;
  • Три части песка;
  • Пять или шесть частей наполнителя;
  • Дозировка затворителя определяется в соответствии с требованиями к материалу определенной марки и маркой используемого цемента.

Также в дорожные бетоны могут добавляться специальные пластификаторы, придающие ему высокую подвижность и удобоукладываемость. В этом случае предъявляются повышенные требования по «водоцементному» соотношению. Это позволяет более точно регламентировать прочность материала для строительства определенного типа покрытия, в зависимости от конкретных климатических условий. Самая ходовая марка бетона для данного варианта: М150 П1 F100 W2.

Заключение

В заключение повествования – очень важный технологический момент! Бетоны для строительства дорожных покрытий обязаны доставляться специальными самосвалами. Бетон, доставляемый автомобильными миксерами, имеет тенденцию к расслоению и как следствие теряет технические характеристики, влияющие на качество и долговечность конечного продукта»: автобана, шоссе, автомагистрали или аэродрома.

Тощий бетон

что такой бетон

Иногда при строительстве объектов встречаются ситуации, когда использовать обычный бетон просто нерентабельно. Например, при укладке подушки для дорожного полотна или заливке чернового пола товарный или жирный бетон обойдется слишком дорого, да и не нужен он там. Тогда в дело вступает тощий бетон — материал, где больше заполнителя, чем цемента и воды. Из-за этого такая смесь получается недорогой, но достаточно прочной для определенных видов работ.

К тому же пониженное содержание воды и цемента мешает быстрому застыванию тощего бетона, поэтому его можно транспортировать на большие расстояния. Да и технология изготовления такого материала проста, что позволяет без проблем замешивать его прямо на строительной площадке.

Для создания тощего бетона нужна вода, цемент, песок и заполнитель. Вода придает нужную консистенцию составу. Цемент связывает все компоненты в одну плотную однородную структуру. Песок — промытый речной или карьерный, без частиц глины и прочих примесей — заполняет пустоты между крупнофактурными компонентами. Щебень для тощего бетона берут каменный, известняковый, шлаковый, гранитный, часто — смешанный.

Читайте так же:
Что обозначает маркировка цемента

Нужные свойства конечному материалу придают особые присадки — пластификаторы, антисептики, уплотнители/разрыхлители, ускорители или замедлители застывания. Вид и количество добавок зависят от технологии строительства и требуемых по проекту характеристик бетона.

Важно — песка в составе тощего бетона должно быть не меньше 30 %, а воды — минимум 5 %. Количество воды зависит от фракции заполнителя — крупный материал впитывает часть жидкости, поэтому её расход увеличивается.

Виды тощего бетона

По СНиПам допустимо использование 2 видов тощего бетона:

  • мелкозернистый — с размером заполнителя до 5 мм;
  • крупнозернистый — фракция камня не должна превышать 40 мм.

Размеры делят по категориям: 5(3) мм — 10 мм, 10-20 и 20-40.

При замешивании мелкого заполнителя берут чуть меньше воды, чем для крупных фракций. Конечный состав должен напоминать влажную землю — не расползаться по площадке и легко утрамбовываться катком.

Добавки-пластификаторы добавляются в состав вместе с водой. Их количество будет немного больше, чем для других видов бетона.

Марки растворов

Чтобы получить тощий бетон, берут портландцемент и шлакопортландцемент марок от М300 и выше (в основном используют М400 и М500). Показатель после М — коэффициент на сжатие бетона (усреднённая прочность материала в кг/см 2 ).

Из 10 л цемента М400 получают 78 л тощего бетона марки М100. Если же брать исходный материал М500, на выходе будет уже 90 л бетона марки М100. В таблице указано соотношение содержания цемента, песка и заполнителя (щебня, гравия и т. д.):

Таблица состава

Поясним таблицу на примере: для получения тощего бетона марки М150 из 10 л М400 нужно взять 32 л песка и 50 л заполнителя.

Чем ниже марка получившегося материала, тем жестче смесь. Такие крутые составы используют в основном для формирования больших площадей. Если же требуется заливать бетон в форму, то лучше выбрать более мягкие марки. Из них М200 — самый пластичный и популярный состав.

Свойства материала

Теперь разберемся со свойствами тощего бетона. Класс бетона обозначают буквой В — он показывает прочность бетона в мегапаскаслях. Проще говоря, он говорит о том, какой вес выдерживает 1 см 2 затвердевшей конструкции. Бетон М75 М200 выдерживают нагрузку 5-15 МПА (50-150 кг/кв.см).

К тощим бетонам относят марки М75 (класс В5), М100 (В7,5), М150 (В10 и В12,5), М200 (В15). Марка и класс бетона — общепринятые значения, и особой разницы между ними нет.

Класс морозостойкости обозначают буквой F. Он показывает количество циклов замерзания и оттаивания материала без потери качества. В основном этот фактор составляет F50-F300.

Уровень водонепроницаемости означает возможность бетона сопротивляться проникновению влаги внутрь состава. Чем выше цифра, тем меньше вероятность появления трещин и, соответственно, постепенного разрушения всей конструкции. Класс водонепроницаемости обозначают буквой W (W2-W18).

Сравнительные характеристики марок и классов тощего бетона приведены в таблице:

Таблица состава 2

Плюсы и минусы тощего бетона

Тощий бетон пользуется большой популярностью у строителей. И вот почему:

  • более низкая стоимость по сравнению с товарным и жирным бетонами;
  • состав легко приготовить прямо на участке;
  • вместо щебня допустимо использовать другие материалы — например, битый кирпич или иные заполнители каменных пород;
  • нет нужды ждать затвердевания состава, поэтому нет перерывов в процессе;
  • неплохая прочность по сравнению с другими каменными материалами и укрепленным цементом грунтом;
  • при уплотнении раствора катком обеспечен высокий уровень надёжности кладки.
Читайте так же:
Пропорции песок цемент гравии при заливке фундамента

Есть у тощего бетона и недостаток — он выдерживает меньшие нагрузки, чем товарный цемент. При превышении этого показателя могут появиться трещины и деформации. Поэтому подобные составы и не используются для чистовых работ. Впрочем, этот минус с лихвой перекрывается многочисленными достоинствами материала.

Применение тощего бетона

Чаще всего тощий бетон используют для создания:

  • подушки под дорожное полотно;
  • основания под фундамент — ленточный, плитный, свайны;
  • стяжек, не подверженных воздействию влаги;
  • бетонных оснований;
  • черновых полов домов;
  • заливки подготовительного дна бассейна;
  • наполнения полостей бетонных блоков — например, для заделки отверстий в блочных фундаментах.

Нежелательно использовать любые марки тощего бетона под опалубку и для площадей с частным армированием — из-за высокой плотности состава не получится добиться равномерного распределения и нужного уплотнения материала.

Работы по укладке тощего бетона допустимо вести при температуре от + 5С. Состав укладывают на хорошо уплотненный, выровненный и тщательно очищенный нижний слой. После заливки нужно следить, чтобы поверхность не пересыхала — при t 25 0 С и выше рекомендуется увлажнять материал из расчета 1 л/м 2 .

Ремонт бетонных дорожных плит и бетонных полов

Многие внутренние территории предприятий, контейнерных станций, складов и т. д. имеют дорожное покрытие из бетонных плит, испытывающих постоянные значительные нагрузки от прохождения и маневров тяжелых грузовиков, погрузчиков и прочей дорожной техники.

Состояние бетонного покрытия до ремонта

Процесс разрушения поверхностного слоя бетона в дальнейшем быстро приводит к оголению арматуры и глубоким разрушениям, связанным с постоянным замораживанием-размораживанием воды, попадающей в образовавшиеся щели и выбоины.

Состояние бетонного покрытия до ремонта (2)

Бетонные полы в производственных цехах также часто разрушаются как от механических нагрузок, так от воздействия агрессивных сред. Своевременно сделанный ремонт предотвратит дальнейшее разрушение покрытия и надежно защитит бетон.

Литьевые ремонтные смеси ВАЙТМИКС заведомо имеют более высокую прочность и морозостойкость, чем бетон дорожных плит и полов, и способны многократно продлить срок службы покрытия.

Плита до ремонта (слева) и после (справа)

При проведении ремонтных работ главная задачей является обеспечение хорошей адгезии ремонтного состава к старому бетону, поэтому огромное значение имеет правильная подготовка поверхности, ее очистка и насыщение водой. Подробно этот процесс описан в соответствующих инструкция на смеси. Кроме того, после промачивания основания рекомендуем промазать его грунтовкой-праймером ВАЙТМИКС RР, который содержит высокий процент адгезива и обеспечит надежное сцепление с поверхностью старого бетона, что очень важно. Отсутствие отслоения ремонтного состава — гарантия долговечности проведенного ремонта.

Выбор конкретной смеси для ремонта зависит от глубины разрушения плит.

Читайте так же:
Цемент двойного отверждения для фиксации металлокерамики

Для ремонта глубоких разрушений предназначен материал ВАЙТМИКС RF 100. Он содержит мелкий щебень и может заливаться слоем до от 30 до 100 мм и более.

Плита до ремонта (справа) и после (слева)

ВАЙТМИКС RF 40 рекомендуется для ремонта разрушений (выбоин, углублений) глубиной от 10 мм (при некотором опыте ремонтной бригады — и от 5 мм) до 40 мм, а также заполнения трещин шириной раскрытия от 5 мм.

Восстановление поверхности плит с попощью ВАЙТМИКС RF 40 слоем 5мм

Небольшие сколы поверхности, а также углубления менее 5 мм и трещины раскрытием от 2 мм рекомендуем заполнять тиксотропным составом ВАЙТМИКС RT 10.

Для ремонта покрытий, испытывающих особо высокие динамические нагрузки (например, взлетно-посадочные полосы, кузнечные и литейные цеха, где на пол могут ставиться с помощью крана многотонные металлические болванки) подойдет особо высокопрочный (марки до 1000) быстротвердеющий состав ВАЙТМИКС RFS, содержащий металлическую фибру.

И, наконец, после правильной подготовки основания, выбора подходящей смеси и ее заливки крайне важно обеспечить уход за затвердевшим раствором хотя бы первые 24 часа. Можно периодически поливать поверхность водой, укрыть ее влажной ветошью или мокрым картоном, а затем пленкой. Но наиболее удобный способ — с помощью пульверизатора разбрызгать на поверхность уложенной смеси любой латекс, разбавленный в несколько раз водой. Компания «ВАЙТМИКС» при необходимости может предоставить этот продукт. Отсутствие влажного ухода может привести к образованию поверхностных трещин, особенно в жаркую сухую погоду.

* Текст содержит общие указания по ремонту. При необходимости Заказчику может быть предоставлена подробная технологическая карта ремонта с учетом специфики объекта.

Пример ремонта

Ремонт дорожных плит контейнерного терминала компании Евросиб в пос. Шушары Санкт-Петербург 2015 год.

Специалистами ООО «КОРПУС» проведен ремонт поврежденного бетона дорожных плит литьевой высокопрочной смесью ВАЙТМИКС RF40.

IMG_1095

Как известно, качество покрытия дорожных плит любого терминала сказывается на работе контейнерных погрузчиков. Дефекты бетона (каверны, ямы, выбоины) увеличивают износ колес, зачастую выводя их из строя.

IMG_1098

В процессе ремонтных работ был удален верхний поврежденный бетонный слой при помощи фрезеровальной машины ES-200. Глубина снятия составляла 10мм. Далее основание тщательно увлажняли в течении 2 часов, затем подготовленную поверхность загрунтовали «праймером» ВАЙТМИКС RP с помощью жестких кистей и щеток.

IMG_1102

После этого пришло время для праймера, который накладывался кистью-щеткой толщиной 2-3мм. Сразу после этого, не допуская высыхания грунтовки, наносилась смесь ВАЙТМИКС RF40 . Для того, чтобы смесь имела хорошую подвижность её тщательно вымешивали миксером в течении 4-5 минут, при этом количество воды на замес добавляли по мерке, чтобы четко соблюдать инструкцию (2,8 литра на мешок 20кг). Смесь выливалась и разравнивалась широким шпателем. После заливки всего участка (карта 72 кв.м) ремонтный слой был укрыт пленкой, поверхность необходимо было защитить от высыхания и солнца. В процессе ухода состав периодически увлажняли, это делалось в течении первых суток.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector