Teplomarcet.ru

Про Тепло дома
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Однажды с подачи Аркаева мне поставили за опорный прыжок ноль! »

«Однажды с подачи Аркаева мне поставили за опорный прыжок ноль!»

Единственный в истории Мордовии мастер спорта международного класса Сергей Рокашков — «Столице С».

Единственный в истории Мордовии мастер спорта международного класса Сергей Рокашков — «Столице С».

Республиканский центр спортивной гимнастики многие годы возглавлял Леонид Аркаев, но под его руководством местные воспитанники так и не добились значимых результатов. Поэтому принято решение уволить знаменитого специалиста и сделать ставку на своих тренеров. Одним из новых наставников может стать 46-летний мастер спорта международного класса Сергей Рокашков. После завершения карьеры он долго работал в цирке, выступал со своей гимнастической программой на многих аренах мира. О своих достижениях уроженец Саранска поведал Евгению Наумову.

Спортивная карьера

«Я первым среди мордовских гимнастов получил звание мастера спорта международного класса, — рассказывает Сергей Рокашков. — Норматив мне покорился в далеком 1990 году, перед развалом Советского Союза. Тогда не думал, что и в XXI веке останусь единственным в республике гимнастом-международником».

«С»: Какие у вас были значимые достижения?

— Я становился бронзовым призером Молодежного чемпионата СССР в опорном прыжке. Входил в состав сборной страны среди спортсменов не старше 18 лет. Также привлекался в основную советскую команду. Моя спортивная карьера продолжалась 14 лет — с 1976-го по 1990 год.

«С»: Значит, ваши выступления видел Леонид Аркаев, который в то время являлся главным тренером сборной СССР?

— Видел, но, к сожалению, не оценил. Выставил нулевой балл. И такое было в моей карьере. На Кубке СССР в Волгограде я выполнил опорный прыжок, рефери начали выставлять оценку. Но в ситуацию вмешался Леонид Яковлевич, и мое выступление оставили без оценки.

Мнение главного тренера сборной даже не обсуждалось. Я был просто в шоке. Да, прыжок исполнил не идеально, но не настолько же плохо. Однако я удостоился «нуля», и на этом мое участие в Кубке страны завершилось. В других видах уже не имело смысла выступать. А когда я хорошо выступил на взрослом чемпионате СССР в Минске, то получил лично от Аркаева приглашение в сборную. И даже тренировался вместе с другими ребятами из команды.

sergej-rokashkov

«С»: Как оцениваете нынешний тренерский состав мордовской школы гимнастики?

— Хорошие специалисты, которые любят спортивную гимнастику, есть, но их немного. Безусловно, следует отметить моего тренера Евгения Галахова. А также Владислава Козлова, с которым мы когда-то вместе выступали за Мордовию. Что касается тренерского состава, должна быть выстроена правильная система работы на достижение общего результата. Надо, чтобы наставники советовались и консультировались друг с другом, а не происходило навязывание одного мнения, как было при Аркаеве. В данный период я тоже решаю вопрос трудоустройства на тренерскую должность в центр гимнастики им. Леонида Аркаева. Предложил свои услуги министру спорта Владимиру Кирееву, и он заинтересовался. Я собирался заняться тренерской деятельностью еще в 2006 году, но тогда в Саранск приехал Леонид Яковлевич. Когда я посмотрел, как он начал свою деятельность, то все желание отпало трудиться под его руководством. Человек заслуженный, но тяжелый. Я внимательно следил за развитием спортивной гимнастики в республике и нисколько не удивлен, что местным ребятам не удалось добиться значимых результатов.

«С»: Главные успехи мордовской школы спортивной гимнастики связаны с супругами Белоусовыми, которые ныне тренируют в Австралии…

— В начале года я около месяца пробыл в Австралии с цирковым шоу и встречался там с Ольгой и Александром Белоусовыми. Они живут в Брисбене. Добились существенных результатов, воспитали чемпионок страны, неоднократно признавались тренерами года. Однако сейчас не прочь вернуться на родину, в Саранске у них есть свое жилье, но с Аркаевым они работать не хотели. У Леонида Яковлевича сложный характер, поэтому вряд ли бы они нашли общий язык. Теперь, как известно, Аркаев уволился, а значит, можно пригласить в центр Белоусовых.

«С»: С детьми какого возраста вам хотелось бы поработать?

— Примерно начиная с первого взрослого разряда. Но в тренерском деле должен быть постоянный контакт со специалистами, которые работали с детьми на раннем этапе. Надо работать сообща: дискутировать, вести диалог с коллегами. А не как в годы правления Аркаева: как скажет, так и должно быть, и никаких возражений! Это очень неправильный подход. Моего наставника Евгения Галахова практически полностью изолировали. Специалиста, который воспитал мастеров спорта и мастеров международного уровня, в частности, меня. Разве такое допустимо?! В деятельности Леонида Яковлевича было немало минусов.

«С»: В Саранске Аркаев работал в основном с девушками…

— Да, хотя в сборной страны в основном отвечал за ребят. А сюда приехал и сразу переключился на женскую половину. Честно скажу, не знаю почему, для меня это загадка. Возможно, не мог опуститься ниже определенного уровня.

«С»: Евгений Галахов и другие тренеры останутся в центре имени Леонида Аркаева. Для вас это плюс?

— Безусловно. Я очень надеюсь, что будет формирована команда единомышленников, способная добиться результата. Хотя начинать придется даже не с нуля, а с минуса. То есть надо переучивать некоторых ребят, которые успели подняться на определенный уровень. Придется сделать шаг назад ради дальнейшего прогресса. Изменения в школе просто необходимы. Никак нельзя оставлять, как было. Спортивная гимнастка — олимпийский вид соревнований, там разыгрывается большое количество наград, поэтому надо реально развивать дисциплину.

«С»: Как оцениваете условия работы в республиканском центре спортивной гимнастики?

— Условия хорошие, но есть один весьма существенный минус. В здании зимой бывает не слишком тепло, я бы сказал, прохладно. Даже тренировки порой отменялись. Шапочки и куртки гимнасты не надевают, занимаются только в трусиках и майках. Существует определенная проблема, но только одна. В целом условия для работы хорошие, инвентарь соответствует всем требованиям. В Саранске можно воспитывать чемпионов.

«С»: Какие задачи вы намерены поставить перед собой?

— Самые серьезные. Я тренер-максималист, не собираюсь работать ради статистики. Цель — воспитать спортсменов международного уровня. Я ведь иду не кирпичи класть, а заниматься тем, что умею, согласно призванию. Значит, обязан добиться хороших результатов.

Читайте так же:
Силикатный кирпич способы производства

«С»: У вас ведь не менее увлекательно складывалась жизнь и после завершении спортивной карьеры…

— Я более 20 лет проработал в цирке, выступал на многих аренах мира. Объездил практически всю Европу, был в Японии, Австралии, Китае… Я пригласил несколько человек, поставил номер. Все основывалось на гимнастике, поэтому из родного вида спорта я фактически не уходил. Мы выступали на престижных фестивалях. В Монте-Карло удостоились бронзовой медали, завоевали «золото» в Будапеште и были отмечены специальным призом в Париже. Награду получили прямо из рук президента Франции. Выступали со знаменитым канадским «Цирком дю Солей» в Таиланде и Австралии. Но в основном ездили по Европе. Моим последним выступлением стало шоу участника шести Олимпиад, легендарного болгарина Йордана Йовчева, которое состоялось в феврале в Софии.

«С»: Расскажите о своей программе…

— У нас был классический номер, небольшая театрализованная постановка. В свое время мне посчастливилось встретить режиссера Александра Осипова (в свое время вел популярную телепрограмму «АБВГДейка» — «С»), вместе с которым сформировали программу. Царство ему Небесное, Саши уже нет в живых, его убили в мае 2002 года в Москве. Это было резонансное преступление, и оно имело отношение к его творческой деятельности. Номер мы сделали по интересной повести Рэя Бредбери «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого». До 2010 года в постановке выступала моя жена, мастер спорта по спортивной гимнастике. Потом мы развелись, и моей партнершей стала другая девушка. Почти полгода готовил ее в центре циркового искусства в Москве. Программа была сложная, мы выполняли очень опасные трюки.

Как цирковой артист Сергей Рокашков объездил весь мир, но работать хотел бы в Саранске

Как цирковой артист Сергей Рокашков объездил весь мир, но работать хотел бы в Саранске

«С»: Серьезные травмы получали?

— Без повреждений не обходилось. Однажды я серьезно травмировался во время исполнения программы. Порвал все плечевые сухожилия. Хорошо, что тогда работали в Австрии, мне сделали операцию в прекрасной венской клинике. У меня и сейчас плечо держится на четырех болтах. (Смеется — «С») При этом мне приходилось выступать, потому что были заключены контракты. Несмотря на травму, я долго не отлеживался, уже через пару-тройку месяцев летал под куполом цирка. Хотя после такого повреждения люди восстанавливаются по полгода и дольше.

«С»: Страховка была выплачена?

— Конечно. Иначе я бы не смог оплатить операцию, которая стоила 11 тысяч евро. Страховая выплата покрыла все расходы.

«С»: Где проводили тренировки перед цирковыми выступлениями?

— Собственно, нигде. Мастерство уже имелось, а перерывы между выступлениями были минимальные. С одного контракта переключались на другой. Бывало, работали нон-стоп по восемь месяцев — с марта по ноябрь. Зимой выступали в престижных театрах и варьете. Даже приходилось работать в залах на 20 тысяч мест. Помню, целый месяц катались по лучшим площадкам Германии. Особенно впечатлила огромная арена в Мюнхене, где верхнего ряда совсем не видно. Были также в Берлине, Гамбурге, Бремене, Ганновере… Специально для телевидения выступали. Нас снимали ведущие каналы Италии, Швейцарии, Германии, Франции… Мы рассказывали, откуда приехали, как готовили программу. Про Мордовию мне тоже доводилось рассказывать.

«С»: В московском цирке Юрия Никулина на Цветном Бульваре приходилось выступать?

— На Цветном — нет. Выступал в «Большом Московском» на ул. Вернадского, которым сейчас руководят братья Запашные.
Цветной Бульвар не осилил меня по деньгам, ведь я высокооплачиваемый артист. (Смеется — «С»)

«С»: Как себя чувствуете в 46 лет?

— Все когда-то заканчивается, но я в форме. Кручусь-верчусь, хотя в этом возрасте многие гимнасты ходят с трудом. Спорт — это здоровье и прекрасное состояние души. Я уже не могу без гимнастики.

sergej-rokashkov-2

«С»: С цирком окончательно распрощались?

— Еще не окончательно, просто на сегодняшний день так сложилась ситуация. Кто-то из группы решил уйти, у другого травма. Я лечил язву желудка. Если ребята захотят продолжить без меня, буду только рад. Номер по-прежнему востребован, предложения контрактов поступают и сейчас. Я могу остаться в качестве руководителя группы, решать вопросы по телефону или по Интернету и при этом заниматься тренерской деятельностью в Саранске.

«С»: Вам предлагал поучаствовать в своем шоу Алексей Немов?

— Я сам ему предлагал, но наше сотрудничество не состоялось. Не договорились с продюсером.

«С»: Для спортивной гимнастики требуется талант? Либо за счет труда можно любого вывести на международный уровень?

— Любого — нет, нужно искать самородков. Причем не только в плане трудолюбия, но и таланта. У сегодняшних ребят не вижу огонька в глазах, который был у нас. Я грезил гимнастикой днем и ночью. Ничего вокруг больше не видел, только спорт и спорт. Сейчас все немножко по-другому.

Шуйдин, Михаил Иванович

Родился 27 сентября 1922 года в деревне Казачья (ныне — Щёкинского района Тульской области) в семье пастуха [2] . Рано потерял отца, мать Елизавета Григорьевна — работница [3] . В школьные годы посещал занятия в Доме художественного воспитания, где научился игре на ударных инструментах и азам акробатики [2] .

Великая отечественная война [ править | править код ]

С началом Великой отечественной войны направлен на Подольский 187-й завод в качестве слесаря-лекальщика. В мае 1942 год призван в РККА. С 6 мая 1942 года — курсант 1-го Горьковского танкового училища. После окончания училища с отличием в звании лейтенанта направлен в 35-ю гвардейскую танковую бригаду (гвардии полковник Ази Асланов) 3-го гвардейского Сталинградского механизированного корпуса. Участвовал в операции «Кольцо» по окружению 6-й армии Паулюса, затем в боях за Ростов-на-Дону и Матвеев Курган, в которых корпус понёс большие потери. Весной 1943 года корпус был выведен в тыл на отдых и пополнение [3] .

11 апреля 1943 года назначен на должность командира танка Т-34-76 во 2-й батальон 35-й гвардейской танковой бригады [3] .

В июле 1943 года участвовал в завершающей стадии Курской битвы — Белгородско-Харьковской наступательной операции [3] . 17 августа 1943 года танкисты 3-го гвардейского корпуса наносили контрудар во фланг наступающих немецких войск. 19 августа в районе Сухого Яра Михаил Шуйдин при выполнении разведки вместе с экипажами лейтенантов Грищенко, Утешова и Давиденко, попал под артиллерийский огонь и столкнулся с немецкими танками PzKpfw IV. При этом советские танкисты уничтожили два немецких танка и одно противотанковое орудие [3] .

Читайте так же:
Порядовка облицовки кирпичом каминных топок

Особенно отличился при освобождении украинской деревни Удовиченки (Зеньковский район, Полтавская область).

Из наградного листа от 2.09.1943 года, командир 2–го танкового батальона гвардии капитан Слободецкий [3] :

В бою 25.08.1943 года за населённый пункт Удовиченки тов. Шуйдин отлично руководил экипажем своего танка, неоднократно смело и решительно водил его в атаку на врага, в результате чего его экипажем было уничтожено 2 орудия ПТО, 3 станковых пулемёта с их расчётами и до 2 взводов вражеской пехоты. В этом же бою лично тов. Шуйдиным было уничтожено одно орудие ПТО, один шестиствольный миномёт, 2 автомашины с боеприпасами и до 20 гитлеровцев.

За этот эпизод был удостоен ордена Красной Звезды, который вручил ему в сентябре 1943 года комбриг Асланов [3] .

Гвардии старший лейтенант М. И. Шуйдин участвовал в освобождении Левобережной Украины и форсирование Днепра в районе Канева, затем — в операции «Багратион». 23 июня 1944 года — в дату начала операции «Багратион» — присвоено воинское звание гвардии старший лейтенант [3] .

Из отчёта о боевых действиях 35–й танковой бригады [4] :

В боях за г. Вильнюс отличились: экипаж Шуйдина, который, находясь в разведке, уничтожил одно орудие, 7 пулемётных гнёзд в домах и 35 автоматчиков, и действовавший с ним экипаж Данилова, уничтоживший одно орудие и 50 немцев.

Был представлен командованием к званию Героя Советского Союза, но решением командующего бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенанта танковых войск К. В. Скорнякова звание Героя было заменено на орден Красного Знамени [4] .

Из представления к званию Героя Советского Союза [4] :

За период боевых действий с 23.06 по 21.08.1944 года командир танкового взвода тов. Шуйдин М. И. показал образцы мужества и геройства в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Он проявил исключительное умение и храбрость при форсировании р. Березина, танками своего взвода первый ворвался и мастерски выиграл бой за г. Вильно (правильно — Вилейка. — Прим. авт.), г. Сморгонь и город Вильно. Смело и тактически грамотно неоднократно действовал в разведке, доставлял командованию ценные сведения о противнике. Лично сам и с танками своего взвода тов. Шуйдин уничтожил: 4 танка, 2 самоходные пушки, в том числе самоходное орудие «артштурм», 7 автомашин, 70 солдат и офицеров противника, взял в плен 20 немецких автоматчиков.

Несколько раз горел в танках, лечился в госпитале, на его лице и руках остались следы сильных ожогов. В 1944 году вступил в ВКП(б).

Послевоенные годы, цирковая карьера [ править | править код ]

В 1945—1948 учился в ГУЦИ (Государственное училище циркового искусства). В 1950 году окончил студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре. Затем начал вместе с Ю. Никулиным работать учеником-помощником у клоуна Карандаша.

«Дебют Шуйдина прошёл удачно. Небольшого роста, толстенький („толщинка“ придавала округлость), Шуйдин, изображавший важного директора, вызывал у публики улыбку, а порой даже смех.

— А Шуйдин-то ничего, сочный, — оценил Карандаш дебют Миши». (по воспоминаниям Ю. Никулина)

Вскоре, уйдя от Карандаша, Никулин и Шуйдин создали клоунский дуэт Никулин и Шуйдин и практически до конца жизни Михаила Шуйдина в 1983 году работали вместе. Клоунский образ Михаила Шуйдина был в виде разудалого рубахи-парня, который всё умеет и всё знает, в отличие от образа Юрика (Никулин), который был ленив и меланхоличен. Таким образом, их совместная работа строилась на противоречии характеров.

Как партнёры-клоуны, они пользовались огромной популярностью у публики, в результате чего многие зрители приходили в цирк ради того, чтобы поглядеть лишь на Никулина и Шуйдина.

Шуйдин создал ряд образов в пантомимах и сатирических скетчах: «Карнавал на Кубе» — Родригес, «Маленький Пьер» — Полицейский, «Трубка мира» — Дог-бульдог, «Розы и шипы» — цветовод [1] .

Умер 24 августа 1983 года после тяжёлой и продолжительной болезни, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (10 уч.).

Семья [ править | править код ]

Жена — Зинаида Ефимовна Шуйдина (ум. в 1995), похоронена в Москве на Кунцевском кладбище (10 уч.) рядом с мужем.

  • Вячеслав Михайлович Шуйдин — советский и российский актер цирка. Выступал на арене совместно с младшим братом Андреем. После серьёзной травмы завершил цирковую карьеру и ушёл на пенсию.
  • Андрей Михайлович Шуйдин — родился 08.02.1958 в Москве, хоккеист, советский и российский актер цирка. С пятого класса учился в эстрадно-цирковом училище, совмещая хоккей и цирк. Играл в командах СКА МВО (Липецк), «Горняк» (Дальнегорск), «Станкостроитель» (Рязань). Трехкратный чемпион СССР с юниорскими (1974-1975) и молодежными (1976) командами ЦСКА. В 1982 году пришел на работу в «Союзгосцирк». Артист-ковёрный в группе отца, народного артиста Михаила Шуйдина. В 1989 году со своим коллективом создал программу в составе труппы «Цирк на льду». В 1994 года создал свою программу «Русские на льду». С 2005 года пенсионер.

Фильмография [ править | править код ]

Актёр [ править | править код ]

  • 1962 ‒ Без страха и упрёка – клоун в цирке
  • 1963 ‒ Мамочка и два трутня ‒ посетитель котлетной
  • 1966 ‒ Маленький беглец ‒ клоун
  • 1969 ‒ Парад-алле ‒ клоун в паре с Юрием Никулиным
  • 1976 ‒ Клоуны и дети

Участие [ править | править код ]

  • 1964 ‒ Мы идём в цирк.
  • 1967 ‒ Юрий Никулин
  • 1967 ‒ День цирка на ВДНХ
  • 1978 ‒ Сегодня и ежедневно

Награды и звания [ править | править код ]

    (14 февраля 1980) (31 января 1969) (24 ноября 1944) [5][6] (2 сентября 1943) [7]

    • Медали СССР:

    Память [ править | править код ]

    В ноябре 2011 года в Курске, перед зданием цирка, установлен памятник клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину.

    Цирковой номер с кирпичами ссср

    Александр Родченко. Партерные акробаты. 1937. Частное собрание Александр Родченко. Торпеда. Воздушные гимнасты В. и М.Дукласс. 1940. Частное собрание Александр Родченко. Фоторепортер Георгий Петрусов под куполом цирка. 1940. Частное собрание Александр Родченко. Акробаты. 1938. Частное собрание Александр Родченко. Цирковой номер «Рейнское колесо». 1940. Частное собрание Александр Родченко. Жонглер. 1940. Частное собрание Александр Родченко. Жонглер. 1940. Частное собрание Александр Родченко. Клоун Карандаш с мячом. 1940. Частное собрание Александр Родченко. Владимир Дуров с морским львом. 1940. Частное собрание Александр Родченко. Владимир Дуров. 1940. Частное собрание Заключительный разворот из специального номера журнала «СССР на стройке», посвященного цирку (не издано). 1941. Макет и оформление Александра Родченко и Варвары Степановой

    Александр Родченко. Партерные акробаты. 1937. Частное собрание

    Александр Родченко. Торпеда. Воздушные гимнасты В. и М.Дукласс. 1940. Частное собрание

    Александр Родченко. Фоторепортер Георгий Петрусов под куполом цирка. 1940. Частное собрание

    Александр Родченко. Акробаты. 1938. Частное собрание

    Александр Родченко. Цирковой номер «Рейнское колесо». 1940. Частное собрание

    Александр Родченко. Жонглер. 1940. Частное собрание

    Александр Родченко. Жонглер. 1940. Частное собрание

    Александр Родченко. Клоун Карандаш с мячом. 1940. Частное собрание

    Александр Родченко. Владимир Дуров с морским львом. 1940. Частное собрание

    Александр Родченко. Владимир Дуров. 1940. Частное собрание

    Заключительный разворот из специального номера журнала «СССР на стройке», посвященного цирку (не издано). 1941. Макет и оформление Александра Родченко и Варвары Степановой

    Берлин,
    Русский Дом

    Фридрихштрассе 176-179, 10117 Берлин

    Поделиться с друзьями

    О выставке

    Выставка «Александр Родченко. Цирк», премьера которой состоялась в Москве в апреле в рамках Международного Фестиваля «Мода и стиль в фотографии», впервые показывается за рубежом. Она включает уникальные съемки, выполненные Александром Родченко в конце — начале которые явились для него своеобразным бегством от невыносимой политической ситуации и идеологических нападок, обрушившихся в это время на него и на русский модернизм. Тема цирка была для Родченко не только прекрасным пластическим сюжетом, но и воплощением общечеловеческих ценностей, к которым он обратился, разочаровавшись в революционных слоганах, вдохновлявших ранний период его творчества. Кроме того, на выставке будет представлен макет последнего номера «СССР на стройке», посвященного цирку, дизайн которого был выполнен Варварой Степановой и Александром Родченко. Это уникальное издание никогда не увидело свет, так как было сдано в печать а через 5 дней, началась Великая отечественная война.

    В январе Александр Родченко и Варвара Степанова подали заявку в редакцию журнала «СССР на стройке» с предложением сделать специальный номер на тему «Цирк». В апреле Георгию Петрусову поручили снимать фотографии для номера. Редакция была заинтересована в том, чтобы и Родченко принял в этом участие. Правда, пока без договора и оплаты, так как Петрусову авансом уже была выплачена половина гонорара, что он почти полгода ждал работы и заказной съемки.

    В конце апреля Родченко и Петрусов ходили в цирк, смотрели программу и условия съемки. состоялась первая съемка. Результат — слишком темно, плохо прорабатываются детали, тени. Фотографы работали и в мае, на репетициях, на дневных и вечерних представлениях. Момент съемки зафиксирован на одной из фотографий Родченко. Петрусова, как особо ценный груз, усаживают в кабинку вроде птичьей клетки и поднимают под купол. Он над манежем, с опаской поглядывает по сторонам, на груди — неизменная «Лейка». Его осветили прожекторами, и на боковых стенах справа и слева оказались силуэты висящего на качелях человека.

    План номера и сопроводительный текст был составлен писателем Л. В. Никулиным. В октябре Родченко и Степанова подготовили черновой макет, но никак не получался финал. Требовалось добавить еще номеров и сцен.

    Степанова нашла описание процесса соляризации и просила в редакции перевести текст. Художникам хотелось использовать новую технику печати, оживить изображение, сделать его более фантастическим и нереальным. Этим можно объяснить необычную форму обрезки фотографий в фотомонтажах. Все фигуры вырезаны с большим запасом фона, и этот второй контур имеет мягкие округлые очертания, как бы увеличивая фигуры, делая более выразительным их силуэт.

    В апреле Степанова, наконец, получает весь иллюстративный материал и, как она называет, «досъемки». Редакция просматривает первый и второй варианты чернового макета. В мае выполнен финальный монтаж страниц, включая и разработку принципиального «каркаса» разворотов. Почти на каждой странице есть светлые прямоугольники с плавно закругленными краями. Это места для коротких текстовых связок. Дело в том, что журнал «СССР на стройке» был изданием преимущественно изобразительным. Весь текст занимал часто всего несколько машинописных страниц и служил своего рода титрами к фильму.

    Степанова сдала в редакцию обложку журнала. началась Великая Отечественная война.

    Что же осталось от этой истории, происходившей более назад? Остался крошечный (размером 9х12) макетик номера с отломившимися краями, местами пожелтевший, а местами с выбеленным изображением. пришлось буквально восстанавливать по известным фотографиям. На обороте этих рукой Степановой написаны загадочные слова «кр» и «син». Так помечен цвет страниц. фотографии в «СССР на стройке» печатались разными оттенками. Фиолетовый, коричневый, синий и красный, даже зеленый чередовались разворот за разворотом и создавали впечатление красочного, «цветного» журнала.
    Одни страницы «Цирка» должны были быть напечатаны красным, другие — синим цветом. В компьютерной реконструкции журнала специально для выставки эти цвета скорректированы по сохранившимся номерам «СССР на стройке».

    «Цирк» был последним номером этого легендарного журнала. Легендарного, потому что по его заказу снимал весь цвет советской фотографии : Альперт, Игнатович, Шайхет, Шагин, Зельма, Кудояров, Петрусов и Родченко. Среди журнала Эль Лисицкий и его супруга Софья Купперс, Соломон Телингатер, Михаил Трошин, а также Родченко и Степанова.

    Еще от той давней истории остались фотографии.
    Цирковые фотографии Родченко оказались в результате чем просто документация номеров, сцены и портреты артистов. Эти фотографии стали самостоятельными произведениями фотоискусства, одной из последних серий Родченко, отражением его жизни и видения.
    Почти вся цирковая серия Родченко снята «Лейкой», мягкорисующим объективом «Тамбар». В цирке всегда используется контрастный направленный свет. Особенность же этого объектива в том, что, это длиннофокусный объектив, а он благодаря своей оптической схеме позволяет получать «окутанные дымкой» изображения. Свет прожекторов создает волшебные ореолы вокруг фигур. Блики на костюмах артистов переливаются. Все выглядит как в волшебном сне.

    Это целая программа цирковых номеров.
    Сначала — общий выход. При всех включенных лампах на манеж выходят артисты.
    Гаснет свет. Партерные акробаты начинают строить пирамиды из живых тел. Их сменяют Евстафьевы — артисты, демонстрирующие акробатические трюки верхом и стоя на скачущих лошадях.

    Появляется жонглер, который неизвестно как, магнетизмом своего взгляда удерживает в равновесии шары. А рядом — неугомонный клоун Карандаш (Михаил Румянцев). Он держит во рту большую деревянную ложку, в которую кладет дурацкий пестрый мячик и показывает невероятно сложный трюк удержания мячика в ложке.

    Следующий номер — женщина в колесе. Она бешено вращается в металлическом барабане с яркими лампочками. Барабан же укреплен на четырехметровом шесте («перше»), который держит на лбу стоящий в центре манежа эквилибрист.

    Вавиловы — прыгуны в бочку. На помосте на разных уровнях расставлены белые бочки с блестящими обручами. Артист прыгает вверх и вниз, точно попадая ногами в бочки сначала с открытыми, а потом с завязанными глазами. На плечах у него при этом — акробатка. Потом с этой девушкой начинает заигрывать Карандаш. Он все ближе придвигается к ней по скамейке, она тихонько встает, лавочка теряет равновесие, и неудачливый кавалер Карандаш сваливается на манеж.

    Артисты Тарасовы — воздушные гимнасты. Для их опасного номера Родченко даже проектирует костюмы. Черный цвет, серебряная и белая окантовка — чисто фотографическая гамма. Артисты в плащах знаменитого Бэтмена. Секунды — и они уже идут по канату, иногда даже едут на велосипеде под куполом.

    На одной из фотографий сохранился номер Валентины и Михаила Дукласс под названием «Летающая торпеда». Премьера состоялась еще в 1936 году. Странный космический корабль, в духе проектов Циолковского, по кругу летает под куполом. Артистка в белом коротком плаще вращается, раскинув руки, держась лишь на тоненьком тросе с загубником.

    Второе отделение — это, как правило, дрессированные звери. Львы укротителя М. Борисова прыгают через кольцо. Театрализованное представление Владимира Дурова. Он разговаривает с петухом, выезжает на слоне, судит боксерский матч кенгуру с Карандашом, морской лев по его приказу жонглирует мячом. Сам Дуров, в белом костюме с жабо, на волшебника.
    Финал представления — «Парад-алле», артисты прощаются со зрителями и уходят с манежа.

    Конечно же, Родченко снимал цирк и раньше. Самые первые кадры сделаны в 1928 году. Такая дата стоит на конверте с пожелтевшими хрупкими целлулоидными негативами. Получается, что, купив в октябре «Лейку» — он тут же отправился в цирк.

    Чем же так привлекал его цирк?
    Волшебство и свобода средств выражения — вот что ценил Родченко в цирковом представлении. Он родился над сценой маленького театрика в Одно из самых сильных впечатлений детства — приезд чревовещателя. Куклы в ящике и невысокий грустный человек, чьим голосом разговаривали эти неживые герои. Невероятное волшебство.

    Потом было время, когда в Родченко творил эксцентричные композиции из парящих в темном пространстве геометрических форм. Цирк — это достижение невозможного, умение держать в воздухе, не касаясь, одновременно десять шаров. Хождение по проволоке на высоте. Прыжки на пятиметровую высоту с подкидной доски. В фотографиях Москвы Родченко головокружительные ракурсы, съемки с верхних и нижних точек сродни тому детскому желанию творить чудеса. Он и сам внешне напоминал клоуна — рано облысевший, ироничный, немного грустный клоун.

    В цирк, наверное, был единственной областью искусства, где политика и государственное управление культурой играли гораздо меньшую роль, чем, например, в живописи или литературе. «Ну, а разве не нужны стране социализма чревовещатели, фокусники, жонглеры?» — восклицает Родченко в автобиографии «Черное и белое»

    Реализм в цирке весьма условен. Действие происходит в драматической темноте, и лишь исполнитель номера предстает перед миром под лучом прожектора, как под лупой. Он так же, как и любой человек, — одинок со своим трюком в переполненном зале. Цирк Родченко — это метафора жизни.

    В середине советская власть начинает терять толерантность к русскому авангарду, который был мэйнстримом художественной культуры молодого советского государства. Начинается травля Александра Родченко и его соратников. Командировка на Беломорканал для съемок стройки века и демонстрации великих успехов сталинской политики перевоспитания политзаключенных стала для Родченко началом переосмысления взаимоотношения искусства и реальности.

    В конце окружающая реальность вдохновляет его все меньше и меньше. Тотальное господство тоталитарной машины почти не оставляло свободного пространства для творческого личностного самовыражения. Великий русский философ и культуролог Михаил Бахтин писал о средневековом карнавале:
    В противоположность официальному празднику карнавал торжествовал как бы временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов. Это был подлинный праздник времени, праздник становления, смен и обновлений. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он смотрел в незавершимое будущее.
    Подобно средневековому карнавалу в советское время цирк становится своего рода защитной реакцией общества. Для Александра Родченко с его романтическим пафосом преодоления, съемки цирка оказываются отдушиной в жестко ритуализированной и идеологизированной действительности.

    Родченко многократно снимает цирк в конце прежде всего в Он формирует себе «социальный заказ», предлагая редакции журнала «СССР на стройке» выпустить специальный номер, посвященный цирку. Макет этого номера он готовит со своей Варварой Степановой. Символично, что именно этот последний номер легендарного издания так и не увидел свет. Он был сдан в типографию за пять дней до начала Великой Отечественной войны.

    Интересно, что большинство съемок цирка Родченко выполнял мягкорисующим объективом и при печати этой серии применял приемы пиктореальной фотографии, той самой, с которой в 1928 году в журнале «Новый ЛЕФ» вел полемику: «Мы боремся собственно даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией „под живопись“… Мы обязаны экспериментировать»6.
    Обращение к приемам эстетических оппонентов в момент, когда они, как и конструктивисты, стали жертвами идеологической травли, требовало мужества. Однако именно пиктореальная манера в этом случае оказалась наиболее адекватной внутренне эскепистской (escape) позиции художника, для которого жизнь становится цирком, а цирк — жизнью.
    он отмечает в своем дневнике: «Искусство-это служение народу, а народ ведут А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести Рано родился я или поздно?…»

    Великий смешной: как Олег Попов расширил рамки искусства цирка

    90 лет назад, 31 июля 1930 года родился «солнечный клоун» Олег Попов. «Известия» вспоминают, как эквилибрист из гастролирующего шапито стал главным коверным Советского Союза и какую роль в его творчестве сыграло знакомство со слесарным делом.

    Место в жизни

    Среди доступных советскому человеку развлечений цирк занимал промежуточное место между кинематографом и театром. Первый был повсеместно распространен (хотя бы в виде кинопередвижки), в кино могли и «зайти». Театр был событием, требовавшим трат, дресс-кода, а то и поездки в другой город. Кроме того, в театре могло быть скучно — даже взрослым, не говоря уж о детях. В цирке не было скучно никогда. Туда тоже принаряжались, но это был семейный, простой выход в свет — с газировкой (а не коньяком) в буфете, понятными впечатлениями и понятными эмоциями. За эмоциями в первую очередь в цирк и ходили — не важно, был ли это Старый цирк на Цветном бульваре в Москве или летнее шапито в областном центре.

    Главный же по эмоциям в цирке — понятно кто. Огромные ботинки и круглый поролоновый нос, неуклюжие падения и стрельба из водяного пистолета. Детям всегда кажется, что у клоуна в программе до обидного мало времени.

    Из всех цирковых ремесел клоунада — самое неочевидное, наименее точно описываемое в скупых строчках профессиональных стандартов. «Выводит на манеж десять львов», «прыгает без страховки из-под купола пять раз за вечер», «ездит с завязанными глазами на одноколесном велосипеде задом наперед, жонглируя восемью кирпичами», «распиливает двух ассистенток вдоль и поперек одновременно» — это всё понятно. Но как описать успех клоуна? Сегодня было 12 децибел смеха? На 6% больше мальчиков и девочек ушли из зала со слезами счастья на глазах? Что это такое вообще — «великий клоун»?

    123

    Олег Попов вырос в столице, в районе Петровского парка. В военное и первое послевоенное время это была уже не совсем окраина Москвы, но и далеко не центр. Здесь всё было «свое». Своя индустрия (в типографии «Правды» 13-летний Олег работал учеником слесаря), своя спортивная инфраструктура (в спрятавшемся во дворах Ленинградского проспекта небольшом дворце спорта «Крылья Советов» он занимался акробатикой), свое учебное заведение — уникальное даже по мировым масштабам.

    Цирковое училище и сейчас находится там же, где в 1944 году, — на Ямском Поле. Пластичный, гибкий от природы юноша окончил цирковое училище в 1950 году. Нет, в его дипломе не было слова «клоун» (хотя на клоунов здесь учили всегда). Попов по первой своей специальности — эксцентрик на проволоке. Впрочем, до клоунады отсюда — даже не полшага.

    Человек в кепке

    «Кепку я надел в 1953 году» — так Олег Попов описывал свое превращение в клоуна. Символизм здесь при некотором желании усмотреть можно — но, разумеется, клоуны в советском цирке были и в самые мрачные сталинские времена. Правда, об их среднем уровне сам Попов отзывался с мягким, но безусловным укором: «Раньше многие пили. Обратная сторона популярности. Было принято, что если кто-нибудь из зрителей лично знал клоуна, то обязательно тащил в цирк бутылку водки».

    животное

    Во время исполнения циркового номера, 1968 год

    Конечно, был Карандаш. Первый великий клоун нашего цирка, действительно крупный артист, изменивший само представление о роли и месте коверного на манеже. Карандаш взял Попова в свой Молодежный цирк, гастролировавший по городам Советского Союза, и тем решил его судьбу. В Саратов цирк приехал без ушедшего в отпуск Карандаша — и директор попросил Попова поработать коверным.

    И всё же роль эпохи, в которую Попов дебютировал на манеже, в жизни артиста недооценивать никак нельзя. Да, клоуны были и при Сталине — но за границу, да еще в капиталистические страны, при Сталине цирки не ездили. В 1956 году советский цирк впервые отправился в большое турне по Западной Европе — Великобритания, Франция, Бельгия. Из этой поездки Олег Попов вернулся звездой — и если еще за год до этого он получал награды и как клоун, и как эквилибрист, то отныне с этим раздвоением было покончено.

    . Под скерцо для флейты по манежу ползет солнечный луч. Он находит розу и останавливается. Через секунду розу и луч находит смешной человечек в огромной кепке с соломенными волосами. Садится на пятно солнца и начинает пить молоко, жмурясь от света и от удовольствия. Но лучу скучно и он норовит уйти, оставив человечка в темноте. Человечек сперва просто преследует пятно, а потом понимает: это живое существо, с ним нужно общаться, его нужно любить. И когда человечку нужно уйти, он кладет пятно света в свою авоську и два новых друга уходят с манежа вместе.

    выступление

    Во время премьеры программы «Пусть всегда будет солнце» в Большом Санкт-Петербургском Государственном цирке на Фонтанке, 2016 год

    Три минуты — стандартная пауза между номерами в цирке, которую и призван заполнить коверный. Но кому какое дело до того, что за номер был перед этим и кто выйдет следующим, если за три минуты Олег Попов заставляет зал плакать от восторга и счастья. «Луч» (его иногда называют «Солнечный зайчик») — самая известная сцена Попова, его фирменный номер, благодаря которому он и получил свое прозвище «Солнечный клоун».

    Культурный цирк

    Из трех великих советских клоунов — Никулина, Енгибарова и Попова — откровенно рассмешить стремился только первый. Советский цирк второй половины прошлого века — цирк интеллектуальный, рассчитанный на людей минимально культурных. Стрельбой из водяного пистолета такого зрителя не возьмешь.

    123

    Вообще, отношения Попова с реквизитом были очень трогательные. Большую его часть он изготавливал сам (вот где пригодились навыки слесаря) и настаивал, что это единственный путь: мол, только так по настоящему сживаешься с ним. Тросточка, зонтик, стул — на манеж Попов выходил с 1–2 предметами, но этого было довольно: его номера — это еще и мастерская постановка, где нет ни одной секунды на паузу, где все гримасы и жесты жестко увязаны между собой, незаменимы и не переставимы местами.

    Он прожил удивительно ровную и спокойную профессиональную жизнь. Не стремился расширить диапазон за счет кинематографа, как Никулин: почти все его киноработы — это камео. Не стремился к административным постам. Награды и звания принимал со спокойной уверенностью в том, что заслужил (и тут ни у кого нет сомнений) — в неполные 40 получил редчайшее в цирке звание народного артиста СССР, к 50-летию — орден Ленина. Ни с кем не ссорился публично, о коллегах отзывался предельно благожелательно (хотя и отличался непростым характером). Не стремился идти против течения, но и помыкать собой не позволял ни людям, ни обстоятельствам: когда для цирка, как и для всей культуры наступили тяжелые времена, просто уехал из страны. Работать.

    123

    При этом связи с Россией никогда не терял, приезжал при любой возможности. Он и умер в России, на гастролях. 30 октября 2016 в ростовском цирке он в миллионный, наверное, раз сыграл «Луч» — теперь уже Попов выходил не под трогательное скерцо для флейты Юрия Чичкова, а под щемящую My Way. Два дня спустя его не стало.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector