Склонение существительного; кирпич
Склонение существительного «кирпич»
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гомункулус (существительное):
Ассоциации к слову «кирпич»
Синонимы к слову «кирпич»
Предложения со словом «кирпич»
- По мощённой красным кирпичом дорожке он прошёл к дому, не останавливаясь, чтобы полюбоваться красотой сада и декоративных фонтанов.
Цитаты из русской классики со словом «кирпич»
- Дом представлял из себя великолепную развалину: карнизы обвалились, крыша проржавела и отстала во многих местах от стропил целыми полосами; массивные колонны давно облупились, и сквозь отставшую штукатурку выглядывали обсыпавшиеся кирпичи; половина дома стояла незанятой и печально смотрела своими почерневшими окнами без рам и стекол.
Сочетаемость слова «кирпич»
Каким бывает «кирпич»
Значение слова «кирпич»
КИРПИ́Ч , -а́, м. 1. Прямоугольный брусок из обожженной глины, используемый для строительных работ. Груда кирпичей. | в знач. собир. Необожженный кирпич. Огнеупорный кирпич. Воз кирпича. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «кирпич»
- Бывает, что человек вдруг с раздражением начинает защищать положение самое, на ваш взгляд, неважное. Вам кажется: это кирпич, и вся цена ему 3 к. Но для него этот кирпич есть замок свода, на котором построена вся его жизнь.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «кирпич»
КИРПИ́Ч , -а́, м. 1. Прямоугольный брусок из обожженной глины, используемый для строительных работ. Груда кирпичей. | в знач. собир. Необожженный кирпич. Огнеупорный кирпич. Воз кирпича.
Предложения со словом «кирпич»
По мощённой красным кирпичом дорожке он прошёл к дому, не останавливаясь, чтобы полюбоваться красотой сада и декоративных фонтанов.
Пригибаясь, пересекли двор, заваленный грудами битого кирпича.
Перед домом белого кирпича росли груши и сливы, плоды на них уже начали созревать.
Синонимы к слову «кирпич»
- глина
- кирпичина
- саман
- плитка
- камень
Ассоциации к слову «кирпич»
- дом
- кирпичная
- строители
- стройматериалы
- стройка
Сочетаемость слова «кирпич»
Каким бывает «кирпич»
Морфология
- Склонение существительного «кирпич»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Падежи в английском языке
Падеж — это грамматическая категория, которая показывает связь существительного с другими словами в предложении. Раньше падежей в английском языке было несколько, но со временем осталось только два: общий падеж (the common case) и притяжательный падеж (the possessive/genitive case).
Общий падеж (The Common Case)
Форму общего падежа имеют все существительные. В общем падеже существительные имеют нулевое окончание (car, bird), т.е. этот падеж никак не обозначен. Именно поэтому, при условии отсутствия предлогов, отношение таких существительных к другим словам в предложении определяется только местом, которое оно занимает в предложении.
Рассмотрим, какие функции может выполнять существительное в общем падеже в предложении.
- Существительное, которое стоит перед сказуемым, используется в функции подлежащего и соответствует в русском языке существительному в именительном падеже.
The dog bit the man. — Собака укусила мужчину. (Кто укусил? Собака.)
- Существительное, которое стоит после сказуемого, выполняет функцию прямого дополнения и соответствует в русском языке существительному в винительном падеже без предлога.
The dog bit the man. — Собака укусила мужчину. (Кого укусила? Мужчину.)
- Если между сказуемым и существительным, выполняющим функцию прямого дополнения, находится еще одно существительное в общем падеже без предлога, которое обозначает лицо, оно является косвенным дополнением. Такое существительное соответствует в русском языке существительному в дательном падеже без предлога.
Maria showed her friends the photos. — Мария показала своим друзьям фотографии. (Кому показала? Друзьям.)
Существительные в общем падеже с предлогами of, to, by и with помогают выразить отношения, которые в русском языке передаются при помощи косвенных падежей без предлогов. В этом случае предлоги не переводятся на русский язык отдельными словами.
Существительные в общем падеже с предлогом OF
Существительное в общем падеже с предлогом of соответствует в русском языке существительному в родительном падеже[1] и является определением по отношению к существительному, которое ему предшествует.
The walls of the house are made of brick. — Стены дома сделаны из кирпича. (Стены чего? Дома.)
Существительные в общем падеже с предлогом TO
Существительное с предлогом to соответствует в русском языке существительному в дательном падеже и используется в функции предложного косвенного дополнения.
Maria showed the photos to her friends. — Мария показала фотографии своим друзьям. (Кому показала? Друзьям.)
Существительные в общем падеже с предлогом BY
Существительное с предлогом by соответствует в русском существительному в творительном падеже. Такое сочетание обычно используется в страдательном залоге для обозначения действующего лица или силы. Существительное в этом случае используется в функции предложного дополнения.
The book was written by my friend. — Книга была написана моим другом. (Кем написана? Другом.)
The building was destroyed by the hurricane. Здание было разрушено ураганом. (Чем разрушено? Ураганом.)
Существительные в общем падеже с предлогом WITH
Существительное с предлогом with тоже соответствует существительному в творительном падеже в русском. Такое сочетание используется для обозначения предмета, при помощи которого совершается определенное действие. Существительное в этом случае также употребляется в функции предложного дополнения.
I can’t write with this pen. — Я не могу писать этой ручкой. (Писать чем? Ручкой.)
Note: существительные в общем падеже могут употребляться с любыми предлогами и передают те отношения, которые в русском выражаются при помощи косвенных падежей с предлогами.
I live with my friend. — Я живу с другом.
This present is for you. — Этот подарок для тебя.
Притяжательный падеж (The Possessive Case)
Что касается формы притяжательного падежа, то ее имеют только некоторые группы существительных (подробнее об этом речь пойдет ниже). Притяжательный падеж чаще всего выражает принадлежность предмета. Существительное в притяжательном падеже выполняет функцию определения по отношению в другому существительному.
Как выглядит притяжательный падеж?
Форма
Притяжательный падеж образуется при помощи знака апострофа и буквы s — ‘s — или только апострофа — ‘. Первым способом можно получить форму притяжательного падежа для существительных, которые находятся в единственном числе (your father —> your father‘s book = книга твоего отца). Вторым способом получается форма притяжательного падежа для множественного числа существительных, которые образуются по основному правилу[2] (his parents —> his parents‘ car[3] = машина его родителей), а также для некоторых имен собственных, которые заканчиваются на —s (Socrates —> Socrates‘ ideas = идеи Сократа)[4].
Если множественное число существительного образуется иначе, чем у большинства, то используется первый способ (their children —> their children‘s toys = игрушки их детей).
Note 1: у составного существительного ‘s прибавляется к последнему его элементу: my mother-in-law — > my mother-in-law‘s car = машина моей свекрови; the passer-by —> the passer-by‘s glasses = очки прохожего.
Note 2: Mary and Peter‘s house = дом Мэри и Питера (общий). НО: Mary‘s and Peter‘s houses = дом Мэри и дом Питера (у каждого свой) или = дома Мэри и дома Питера (у каждого свои).
С какими существительными употребляется притяжательный падеж?
Как уже было сказано выше, далеко не все существительные могут образовать форму притяжательного падежа. Могут это сделать следующие группы:
1) одушевленные
Mary’s bag — сумка Мэри
the boys’ bicycles — велосипеды мальчиков
the team’s defeat — поражение команды
the tiger’s cage — клетка тигра
2) некоторые неодушевленные
- a) существительные, которые обозначают время и расстояние:
a month’s holiday — месячный отпуск
a mile’s distance — расстояние в одну милю
- b) названия стран и городов, а также слова world,country,city:
Germany’s policy — политика Германии
the city’s museums — музеи города
- c) существительные ship,boat,yacht:
- d) некоторые существительные, которые обозначают магазины:
a/the baker’s / butcher’s / chemist’s etc. (shop) — пекарня, мясная лавка, аптека
a/the travel agent’s etc. (office) — туристическое агентство
the dentist’s / doctor’s / vet’s etc. (surgery) — приемная стоматолога / врача / ветеринара
NB! в данном случае в предложении достаточно употребить непосредственно слово в форме притяжательного падежа (например: I’m at the travel agent’s (= travel agent’s office). She went to the baker’s (= baker’s shop).). Слово house также часто опускается в таких случаях (например: I had lunch at my friend’s (= my friend’s house). — Я пообедал у своего друга).
- e) в словосочетаниях for heaven’s sake, for goodness’ sake — ради всего святого
- f) некоторые устойчивые выражения: at a snail’s pace — как улитка (очень медленно); a hair’s breadth — на волосок
Note 3: за исключением перечисленных выше, неодушевленные существительные, как правило, показывают принадлежность при помощи предлога of.
the roof of the building
the door of the car
Note 4: два существительных в притяжательном падеже редко идут одно за другим. Обычно со вторым существительным в этом случае употребляется предлог of.
This is the cat of my friend’s daughter. (вместо This is my friend’s daughter’s cat)
Также of используется, если за существительным, обозначающим объект, которому что-то принадлежит, следует фраза или предложение:
I didn’t take the advice of the woman I met in the city.
В каких еще случаях может использоваться притяжательный падеж?
С одной стороны, притяжательный падеж используется для того, чтобы показать принадлежность. Например: the girl’s name.
С другой стороны, он может передавать определенные качественные характеристики объекта. В этом случае речь идет не о принадлежности, а о свойствах предмета.
a children’s room = детская комната
women’s magazines = женские журналы
a Bachelor’s degree — степень бакалавра
[1] Это справедливо, только если речь идет об отношении к другому существительному (например: крыша дома — the roof of the house). Другие отношения, передаваемые в русском родительным падежом, в английском языке выражаются иначе (например: стул меньше стола = the chair is smaller than the table).
[2] т.е. путем прибавления к форме единственного числа -s.
[3] Получившееся слово произносится в этом случае так же, как и исходное: parents’ — [ˈpeərənts].
[4] Среди имен собственных, которые заканчиваются на -s, есть те, у которых форма притяжательного падежа может образовываться и тем, и другим способом. Например: Burns‘ life = Burns‘s life; Jones‘ flat = Jones‘s flat.
Вне зависимости от того, каким именно способом образована форма притяжательного падежа в данном случае, окончание слова, как правило, читается как […iz]: Jones’ / Jones’s — [djουnziz].
Творительный падеж существительных
Творительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект, инструмент, с помощью которого совершается действие, или различные обстоятельства действия (время, место и пр.) и отвечает на вопросы кем? чем?
Узнаем, что такое творительный падеж существительных в русском языке, какие имеет значения и грамматические особенности, с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем типичные окончания существительных в форме творительного падежа, по которым можно его узнать среди других форм слов.
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. С его помощью выражается грамматические отношения имён существительных с другими словами в словосочетании или в предложении.
В русском языке различают шесть падежей, среди которых только один прямой падеж. Его называют именительным (от слова «именовать»). Слово в форме именительного падежа является подлежащим. Остальные падежи называют косвенными. Слова в форме косвенных падежей выступают в роли второстепенных членов предложения и употребляются без предлогов и с предлогами.
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) | кто? что? | — |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Творительный падеж — это косвенный падеж имени существительного, который обозначает объект, инструмент действия или различные обстоятельства действия и отвечает на вопросы кем? чем?
Чтобы образовать творительный падеж существительного воспользуемся словами-помощниками «горжусь», «интересуюсь», «любуюсь»:
- горжусь (кем?) братом;
- интересуюсь (чем?) книгой;
- любуюсь (чем?) живописью.
Окончания творительного падежа существительных
Окончания существительных в форме творительного падежа единственного числа связаны с их родом и с принадлежностью к 1, 2 и 3 склонению.
Существительные мужского, женского и общего рода первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -ой, -ей.
Для существительных второго склонения характерны окончание -ом/-ём после твердых и мягких согласных и безударное окончание -ем после мягких согласных и шипящих.
У существительных женского рода третьего склонения выделим окончание -ю.
Понаблюдаем:
- дядя — дя́д ей
- мама — мам ой
- задира — задир ой
- город — город о́м
- гвоздь — гвозд ём
- известие — изве́сти ем
- мякиш — мя́киш ем
- обруч — о́бруч ем
- вещью — вещь ю
- фасоль — фасоль ю
Множественное число
В форме множественного числа существительные имеют окончание -ами после твердых согласных и шипящих, -ями — после мягких согласных:
- книги — книг ами
- вещи — вещ ами
- деревья — деревь ями
Разносклоняемые существительные
У разносклоняемых существительных окончание совпадает с флексией существительных единственного числа мужского рода второго склонения:
- путь — пут ём
- бремя — бремен ем
- пламя — пламен ем
Существительное «дитя» имеет вариантные окончания:
дитя — дитят ей , дитят ею .
Творительный падеж имен существительных имеет множество значений. Укажем основные из них.
Значение творительного падежа
Творительный падеж существительных своим названием обязан древнерусском глаголу «творити», который управлял словами с предметным значением. Этот косвенный падеж, в первую очередь, обозначал инструмент или предмет, с помощью которого действует субъект:
- прибить молотком;
- срезать пилой;
- махнуть головой;
- ударить кулаком;
- написать ручкой.
Творительный падеж обозначает занятие субъекта, его профессию, увлечение чем-либо:
- работать медсестрой;
- заниматься музыкой;
- увлекаться футболом;
- хочет стать программистом.
Существительные в форме этого косвенного падежа употребляются как без предлога, так и с различными предлогами.
Предлоги уточняют значение творительного падежа имён существительных.
С предлогом «с» этот косвенный падеж обозначает лицо или предмет, участвующий в совместном действии:
- гулять (с кем?) с малышом;
- прийти (с чем?) с цветами;
- разговаривать с сестрой;
- плавать с детьми;
- плов с грибами.
Словоформы с предлогом «с» имеет значение цели действия:
- обратиться с просьбой;
- прийти с жалобой;
- явиться с повинной.
Предлоги «над», «под», «за», «между», «перед» помогают оформить пространственные значения падежа:
- спрятаться под кроватью;
- летать над полем;
- находиться за углом;
- ходить между рядами;
- стоять перед зданием.
Предлог «перед» создает временное значение творительного падежа:
- проститься перед отъездом;
- дать экзамен перед распределением;
- смотреть передачу перед обедом.
Видеоурок
Поиск ответа
Корректно: Первая мировая и Гражданская войны.
Вопрос № 282734 |
Ответ справочной службы русского языка
Правильно в родительном падеже мн. числа: турок.
Вопрос № 282672 |
Ответ справочной службы русского языка
Верны оба варианта: те, кто отличается и те, кто отличаются . При множ ественном числе соотносительного местоимения главного предложения (те, все) сказуемое в придаточном предложении при подлежащем кто может иметь форму как единственного, так и множ ественного числа.
Вопрос № 282658 |
Ответ справочной службы русского языка
Существительное кирпич может употребляться как конкретное и как собирательное. Ср.: Сверху положили еще один кирпич и Завод выпускает огнеупорный кирпич . В сочетании дом из кирпича второе существительное использовано как собирательное, что соответствует грамматическим законам русского языка.
Существительное бревно – конкретное, поэтому сочетание дом из бревна не соответствует строгой литературной норме. Однако это сочетание стало активно употребляться в профессиональной речи (единственное число используется в значении множ ественного). Грубой ошибкой его назвать нельзя.
Подробнее о лексико-грамматических разрядах существительных см. в пособии Е. Литневской. Также см. значения слов кирпич и бревно в «Большом толковом словаре русского языка» на нашем портале.
Вопрос № 282521 |
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: дома культуры, природы, молодежи. С большой буквы пишется первое слово наименования – имени собственного. Собственные имена выделяют предмет из ряда однородных. А множ ественное число как раз указывает на ряд однородных предметов, т. е. здесь перед нами нарицательные существительные.
Вопрос № 282511 |
Ответ справочной службы русского языка
При существительных женского рода, зависящих от числительных два, три, четыре , определение, находящееся между числительным и существительным, чаще стоит в форме именительного падежа множ ественного числа: две (три, четыре) творческие встречи . Но и вариант две (три, четыре) творческих встречи возможен, это не ошибка.
Вопрос № 282445 |
Ответ справочной службы русского языка
При существительных женского рода, зависящих от числительных два, три, четыре , определение, находящееся между числительным и существительным, чаще стоит в форме именительного падежа множ ественного числа: две (три, четыре) маленькие страны . Но и вариант две (три, четыре) маленьких страны возможен, это не ошибка.
Вопрос № 282431 |
Ответ справочной службы русского языка
Мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, женские – нет. Склонение мужских фамилий Пинчук, Трачук, Гук аналогично склонению существительного жук: Пинчука, Трачука, Гука; Пинчуку, Трачуку, Гуку и т. д.; мн. число: Пинчуки, Трачуки, Гуки; Пинчуков, Трачуков, Гуков и т. д.
Вопрос № 282418 |
Назовите три главных фактора, способствующиЕ (явлению).
или
Назовите три главных фактора, способствующиХ (явлению).
—
. имею(е)тся два главных фактора, способствующиЕ возникновению.
или
. имею(е)тся два главных фактора, способствующиХ возникновению.
—
Определены два главных фактора, способствующиЕ дальнейшему снижению курса.
Определены два главных фактора, способствующиХ дальнейшему снижению курса.
Ответ справочной службы русского языка
Если определение (обычно обособленное) стоит после счетного оборота, то чаще оно ставится в форме именительного падежа множ ественного числа. Таким образом, во всех приведенных случаях лучше выбрать форму способствующие.
Вопрос № 282378 |
Доброго дня,
подскажите, почему в СМИ сейчас чаще всего пишут словосочетание "разных возрастов", а ведь так говорить и писать раньше было нельзя. Насколько знаю, ранее считалось правильным только "разного возраста". И только так. Как сегодня правильно написать: "Горожане разных возрастов / разного возраста вышли с плакатами на площадь".
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание разных возрастов ошибочным не является, употреблялось оно и раньше. Вот примеры из художественной литературы: На широкой поляне, окруженной древними дубами и непроходимым ломом, стояло несколько земляных куреней; а между ними на опрокинутых пнях, на вывороченных корнях, на кучах сена и сухих листьев лежало и сидело множ ество людей разных возрастов , в разных одеждах . А. Толстой, Князь Серебряный (1842–1862). Здесь же, у калитки, на утренней прогулке, семиклассники дожидались проезда ежедневного дилижанса, в котором, вдоль, слева и справа, сидели премиленькие девочки разных возрастов и в разных костюмах . А. Куприн, Юнкера (1932). Все мы, кондукторы, люди разных возрастов , характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека . К. Паустовский, Повесть о жизни. Беспокойная юность (1954). Под водительством Касьянки подружки ее, девчонки разных возрастов и калибров, обливают водой длинный тесовый стол, поставленный на три опоры. В. Астафьев, Царь-рыба (1974).
Вопрос № 282357 |
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: конденсаторы. Если в словарной статье нет особых указаний на форму множ ественного числа (помета мн .), то для образования формы именительного падежа мн. числа используется окончание -и или — ы . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а. Например: дир е ктор , -а, мн . — а , — о в.
Вопрос № 282278 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 282253 |
Ответ справочной службы русского языка
Возможно и единственное, и множ ественное число сказуемого.
Вопрос № 282236 |
Ответ справочной службы русского языка
Односложные фамилии, оканчивающиеся на гласную, обычно не склоняются (независимо от их происхождения).
Вопрос № 282198 |
Подскажите, пожалуйста, у слова "чучело" есть множ ественное число в именительном падеже? Например: Это просто набитые чучелА.
Ответ справочной службы русского языка
Да, у слова чучело есть формы множ ественного числа. Это просто набитые чучела – правильно.